Ответ на вопрос зачем нужна ШУМОИЗОЛЯЦИЯ

05 фев 2005, 14:18

Шумоизоляция


Шумоизоляция и Акустическая обработка.

Если Вы решили установить в свою машину аудиосистему, то рано или поздно вам придется столкнуться с шумоизоляцией и акустической обработкой.
А разве это не одно и тоже, спросите вы? Нет, это разные вещи и отличать их не менее важно, чем знать, как устанавливать аудиосистему.
Шумоизоляция - это комплекс работ, направленный на предотвращение проникновения внешних шумов в салон автомобиля. К внешним шумам можно отнести: шумы от работающего двигателя, от трансмиссии, подвески, шум от проезжающего мимо транспорта, шумы при переезде через трамвайные пути, ямы и т.д.
Шумы от двигателя- это понятно, а трамвайные пути, ямы, причем тут они? А вот причем.
Что такое звук? Звук это вид энергии, которая распространяется путем механической вибрации в газах, жидкостях и твердых телах. Известно, что энергия не может просто куда-то исчезнуть, она переходит в другой вид. Так вот, при переезде, к примеру, через трамвайные пути вибрации от подвески передаются по кузову внутрь салона и вы слышите неприятный дребезг, гул и т. д. Звук (шум) изнутри и снаружи автомобиля поглощается поверхностями, с которыми он соприкасается. При этом энергия превращается в тепло. Если панель не обработана, то она обязательно задребезжит, и будет действовать на нервы всякий раз при наездах на ямы и т.д.
Понятно! Значит надо преобразовать как можно больше звука в тепло. Тогда и печку зимой можно не включать? Совершенно верно. Главная задача шумоизоляции превратить звук в тепло. Правда, то количество тепла, которое будет выделяться даже при громкой музыке вы врядли сможете ощутить. Так, что про печку можно забыть.
А помнить нужно другое. Тяжелые поверхности будут хорошо поглащать звук. По закону физики, если удвоить массу стены, то уменьшите количество передаваемого звука примерно в 2 раза, то есть на 6дБ.
Понятно! Обклеить машину шумоизоляцией в 3 слоя и дело с концом! Да, наверное это хороший вариант, но не практичный, да и дорогой. А делать нужно следующе. Найти наиболее уязвимые места и шумоизолировать их. Понятно, что 100% шумоизоляцию мы не получим, но сделаем приемлемые условия для качественного прослушивания. Кабина машины Doge Ram Кабина машины Dodge Ram обработана материалами СТАНДАРТПЛАСТ
Обязательная программа.
Двери. Наиболее слабое место. А их роль в аудиосистеме – пожалуй главная. Ведь в большинстве случаев именно в дверях размещают мидбасы. Вместе с тем большое количество звука проникает в салон автомобиля именно через двери. Причиной могут быть плохие замки, плохо прилегающий уплотнитель, малая масса двери. Поэтому двери подвергаются шумоизоляции и акустической обработке. Но мы пока говорим только о шумоизоляции.
Дверь состоит из 3-х стенок. Внешняя, внутренняя и обшивка. Одна стена хорошо, а 3 лучше. Это действительно так, но стена стене рознь и поэтому эти 3 стены должны быть хорошо шумоизолированы.
Внутренняя стена двери. Лучше всего, если вся внутренняя поверхность обклеяна шумоизоляционным материалом. Неплохой эффект дает даже наклеянный кусок шумоизоляционного материала. Его надо клеить в том месте, где распологаются мидбасы, то есть за мидбасами. Эффект от такой шумоизоляции можно наблюдать сразу после ее наклеевания. Достаточно постучать по необклееной двери и по той, которую вы обклеяли. Эффект почувствуете сразу. Внутренняя стенка двери. Ее нужно обклеить целиковым листом шумоизоляционного материала. Необходимо вырезать технологические отверстия для пистонов, проводки и мест установки мидбасов.
Обшивка двери. Ее тоже желательно обклеить шумоизоляционным материалом, а полости между обшивкой и внутренней стенкой заполнить другим видом шумоизоляции типа паралона. Воздух, оставшийся между обшивкой и внутренней стенкой отрицательно влияет на шумоизоляцию.
Теперь попробуйте захлопнуть необработанную дверь и обработанную. Разница будет настолько велика, что у вас не останется сомнений в дальнейшей обработке кузова.
Дополнительная программа
Передние арки колес, моторный щит, задние арки колес, задняя полка, место для запаски, крышка багажника. Это основные источники шумов в машине. Они требуют первоочередной шумоизоляции. Достаточно обклеить их одним слоем шумоизоляции, что бы почувствовать разницу при езде по дороге. Моторный щит можно обклеить как изнутри, так и снаружи. Правда снаружи это не всегда возможно, да и материал, который используется под капотом - специальный.
Полы. Если финансовые возможности позволяют, то пол хорошо бы покрыть слоем шумоизоляционного материала. Если ковер толстый (Audi BMW, MB), то это большой плюс. Если тонкий, то можно проложить специальные маты.
Потолок. Обычно в автомобилях внутренний потолок почти подвесной. И это очень хорошо. Однако металл на крыше не такой толстый. Поэтому стоит проклеить его листами шумоизоляции. Пространство между «подвесным потолком и металлом крыши лучше тоже проложить мягкимим шумоизоляционными матералами.
Итак основные работы.
- увеличение массы поверхностей
- плотность прилегания дверей
Акустическая обработка – это комплекс работ направленный на улучшение акустики салона автомобиля, для качественного прослушивания музыки.
Если сделать шумоизоляцию, установить аудиосистему и послушать ее то, возможно, вылезут наружу некоторые недостатки вашего салона, которые будут вас раздражать. При прослушивании некоторых композиций могут возникнуть резонансы панелей, бардачков итд. Так вот, вам необходимо отловить все эти резонансы и устранить их. При хорошой шумоизоляции большую часть таких резонансов вы уже «убили», но с теми, которые остались, придется бороться.
Для этого вам понадобиться генератор звуковой частоты. Включив его в свою аудиосистему, медленно поворачивайте ручку от 20 Гц до 400 Гц. Наверняка вы услышите резонансы. Сколько их будет 1,2 или 5 это зависит от того, насколько качественно выполнена шумоизоляция. Затем прогнать диапазон 400 – 5 кГц. И наконец 5-20 кГц. Допустим, вы обнаружили посторонний шум – что-то грохочет в двери. Тогда надо вспомнить конструкцию двери. То есть те фрагменты, которые могут резанировать. Часто в левой двери источником шума могут быть пучки проводов (стеклоподъемники, зеркала), могут быть и дверные тяги замков. Иногда источником резонансов могут быть провода, которыми вы подсоединили ваши говорители. В этом случае обшивку двери придется снять, а источник шумоизолировать. Пучек проводов можно прикрепить скотчем к обшивке, тягу замка можно обернуть паралоном и т.д. Нередко источником шума может стать сама обшивка, несмотря на то, что вы ее тоже обклеили. Тогда надо смотреть ее крепление к двери. Очень часто источник шума – место прилегания обшивки к двери. Для этих целей используется другой вид шумоизоляции – тонкий клеющийся паралон. По периметру двери наклеивается узкая полоска материала, а потом крепиться обшивка. Этот материал, после того как вы его прижали, все время пытается разжаться, таким образом препятствуя вибрациям.
Самые опасные резонансы – это резонансы панелей, доступ к которым затруднен. Нередко источником таких резонансов могут быть воздуховоды внутри торпедо, внутренние части бардачка и т.д. Для лучшей акустической обработки их лучше обработать заранее, в тот период когда вы делаете шумоизоляцию.
Да не все так просто. Да и не каждый сможет выполнить такой объем работы. Конечно, объем работы не маленький и материала на такую работу уйдет немало. Такая работа не может быть выполнена за день, а тем более за час, как многие думают.
А генератор? У меня его нет.
Для выявления резонансов можно использовать настроечный диск IASCA или FSQ. На них есть все необходимые сигналы. Легче всего выявить резонанс по «свип тону». На FSQ он записан для правого и левого каналов отдельно. Но не надо забывать, что музыкальный сигнал больше похож на шумовой и поэтому можно воспользоваться 1/3 октавными полосами записанными на IASCA Setup&Test. Уровень сигнала при этом должен быть не менее 90дб. А почему такой большой уровень сигнала?
Дело в том, что уровень шумов в машине 70-80 дб. Это на заведенной. А если мы поедем по улице с интенсивным движением, то как раз, 90дб будет. Шум проезжающего транспорта, допустим автобуса, поднимет уровень в салоне до 100дб. И самое неприятное, при наезде на трамвайные пути при небольшой скорости до 105 дб. Исходя из этого и был выбран такой уровень.
А если я не в состоянии сделать шумоизоляцию и акустическую обработку в полной мере, что надо делать в первую очередь? В первую очередь надо делать акустическую обработку и шумоизоляцию дверей. Помните, мы говорили о том, что надо цельным листом заклеить вторую стенку двери. Так вот этот этап шумоизоляции дверей является так же и ее акустической обработкой. Но это уже отдельная песня.
А вот еще. Звук, излучаемый говорителями, отражается от стекол, торпедо, рулевой колонки, и поэтому мы слышим не только звук от говорителей, но и отраженный звук.
Не отчаивайтесь, не все так плохо. Помимо этих врагов звука в салоне автомобиля есть много положительных моментов. Мягкие кресла, ковер на полу, мягкие обшивки дверей, сами пассажиры! Все эти материалы и пассажиры эффективно поглащают частоты выше 300 Гц. Поэтому основная борьба у нас предстоит именно в этом частотном диапазоне.
Еще один момент. Если генерируется звуковая волна, длина которой совпадает с размерами салона, то звук будет отражаться от стены к стене напротив в фазе с исходной волной. Тем самым она будет усиливаться. Этот эффект называется «стоячая волна». Для большинства автомобилей частота, на которой наблюдается этот эффект около 150 Гц. Для этого говорители, особенно мидбасовые, следует слегка развернуть во внутрь, чтобы уменьшить отражения от противоположных стенок.


ВОТ ТОЛЬКО ЗА ЕТО ВСЕ МНОГИЕ НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ОНИ СЧИТАЮТ ЧТО ЭТО ЛИШНЕЕ!!!!! :)

05 фев 2005, 16:28

mixalic
Спасибо за статейку, очень познавательно. :)

05 фев 2005, 20:36

serjant
СТАРАЕМСЯ!!!! :!: :D