ГАИ не хочет денег

15 фев 2005, 13:29

http://www.gazeta.ru/2005/02/10/oa_147890.shtml

16 фев 2005, 05:33

Текст: Дмитрий Киселев Фото: Андрей Махонин

Крупные чины ГИБДД любят жаловаться на низкую собираемость штрафов, виня во всем «несовершенные законы» и игнорирующих оплату квитанций водителей. Исправить ситуацию они предлагают путем возврата к системе изъятия прав до уплаты штрафа. В реальной жизни получается, что ГАИ особо не печется о том, чтобы водители несли в банк штрафные деньги.

После вступления в силу нового Кодекса об адмистативных правонарушениях (КоАП), одной из основных идей которого был перевод отношений между водителем и инспектором в безналичную сферу, при оформлении мелкого нарушения ПДД сотрудник ГАИ вручает водителю копию постановления о наложении административного штрафа или заменяющую его постановление-квитанцию. В последнее время на обратной стороне этой бумаги инспекторы приучились ставить штампик (реже – делать запись от руки) с банковскими реквизитами получателя платежа и координатами наложившего штраф отделения ГАИ. После этого законопослушному водителю прямая дорога в ближайшее отделение Сбербанка – на уплату штрафа дается 30 дней. В течение такого же срока после оплаты водитель обязан сообщить о перечислении денег по адресу получателя платежа – лично привезти квиток или отправить его заказным письмом.

Как правило, на штампике оказывается намного меньше комбинаций цифр, чем необходимо вписать в банковскую платежку. Операционистки обычно дописывают их из своих справочников, но, бывает, и отправляют «к тем, кто все это написал», то есть в выписавший штраф отдел ГАИ. Он может находиться и рядом, и на другом конце города, и в другом регионе страны.

С 1 января этого года водителя в банке уже гарантированно ждет неприятный сюрприз.

В квитанции, где нужно без ошибок вручную вписать сотню цифр – коды КПП, ОКАТО, БИК, КБК, ИНН, номер счета получателя платежа, теперь необходимо указать КБК (код бюджетной классификации платежа) из 20 цифр, а указанный в штрафной квитанции код – семизначный. Причем короткий КБК указан и на тех постановлениях, которые инспекторы выписывают после изменения правил зачисления платежей. Интересно, что и сам Сбербанк пока выдает чистые бланки старого образца – с семью клеточками под КБК. Оставшиеся цифры предлагают вписывать в свободное место бланка.

Но чтобы вписать недостающие цифры, их надо знать. У водителя есть два пути: либо пытаться выяснить недостающие реквизиты по телефону, либо ехать в оштрафовавший его отдел ГАИ. Узнать реквизиты по телефону можно не всегда: судя по всему, это зависит от настроения и занятости сотрудника на телефоне. Например, в 6-м отделе ДПС на спецтрассе корреспонденту «Газеты.Ru» без проволочек продиктовали КПП и 20-значный КБК для заполнения штрафной квитанции, а в ГАИ Западного округа диктовать «огромное количество цифр и букв» наотрез отказались.

Еще в конце октября столичные гаишники заверяли «Газету.Ru», что у них «есть договоренность со Сбербанком, в отделениях которого должны висеть объявления со всеми необходимыми реквизитами». Но в Сбербанке до сих пор знают только реквизиты ближайших отделов ГАИ, на которые перечисляются платежи за техосмотр и регистрацию. Корреспондента «Газеты.Ru», сунувшегося в окошко с незаполненной до конца штрафной квитанцией, сразу завернули за реквизитами в ГАИ, успокоив: «Вы тут такой не один и реквизитов не хватает почти у каждого, кто приходит платить штрафы».

Судя по всему, в банк потом возвращается гораздо меньше народу. У большинства водителей нет ни времени, ни желания бегать по автоинспекциям или пытаться дозвониться до чуткого сотрудника ГАИ. Поэтому они просто кладут неоплаченную квитанцию в бардачок – до удобного случая.
Каков сейчас процент оплаты штрафных квитанций, в отделе пропаганды столичной ГАИ сказать не смогли. По неофициальным данным, в Москве сейчас оплачивается лишь 1 из 10 квитанций.

Еще в прошлом году депутат Виктор Похмелкин вносил в Госдуму законопроект, обязывающий гаишников выдавать нарушителям уже заполненные квитанции. О сроках его рассмотрения пока ничего не слышно, но столичные гаишники, похоже, восприняли идею всерьез.
Начальник отдела пропаганды ГАИ Москвы Марина Васильева пообещала «Газете.Ru», что скоро инспектора начнут выдавать водителям банковские платежкки со всеми необходимыми реквизитами. Кроме того, по словам Васильевой, водители теперь смогут уведомлять ГИБДД об оплате квитанций по телефону, без поездок в ГАИ и заказных писем.

Но когда ГАИ окончательно отладит свою систему, пока неизвестно. «Газета.Ru» попыталась получить в автоинспекции перечень нужных реквизитов. Предоставить эту информацию сотрудники ГИБДД смогли лишь спустя две недели, оправдывая задержки тем, что «информации много и она требует обобщения». Но даже после получения запрошенных данных (перечня КБК, БИК и номеров расчетных счетов, на которые перечисляются средства) в них не оказалось КПП (кода причины постановки на налоговый учет). Мы постараемся достать перечень КПП в ГАИ и опубликовать в ближайшее время, а пока можно попытаться выяснить нужные 10 цифр по телефону.

Похоже, постоянные жалобы гаишного руководства на безответственность отечественных водителей будут оправданы только тогда, когда они наведут порядок в своем ведомстве. Пока же получается, что ГАИ сама не особо заинтересована в увеличении сбора штрафов, и надеется только на карательные меры, вроде публичных судебных процессов над водителями-взяткодателями и административных арестов на 15 суток неплательщиков (несколько таких прецедентов уже были в Калининградской области и других регионах России). Иначе неразбериху с реквизитами можно объяснить либо тотальной нерасторопностью должностных лиц, либо саботажем законного способа взымания штрафов – промаявшись раз-другой с банками и отделами ГАИ, даже законопослушный водитель предпочтет рассчитаться за нарушение с инспектором на месте.
14 ФЕВРАЛЯ 09:18
http://www.gazeta.ru/2005/02/10/oa_147890.shtml