ВЧМБ

18 ноя 2004, 14:48

По просьбе трудящихся для общего ознакомления
Всято с сайта Вилыча http://wilych.narod.ru/auto/GIBDD/

ВЧМБ: теория, практика, проблемы.
(тезисы доклада)
1. Все этапы, связанные с защитой своих прав и законных интересов при общении с ГИБДД можно формализовать в виде алгоритма. Упрощенный фрагмент блок-схемы алгоритма приведен на рис.1. Разработав общими усилиями полный алгоритм можно создать программу (типа экспертной системы), в которой отвечая на вопросы ДА, НЕТ пользователь в интерактивном режиме быстро может выбрать оптимальный вариант действий, на каждом этапе просмотреть примеры документов и судебную практику, ссылки на законы и нормативные акты. Такую программу можно разместить на сайте "Общение с ГИБДД", периодически ее уточнять и дополнять.

2. На практике мне удалось следующее. Имеется 8 решений суда в мою пользу. Признаны незаконными действия 5 сотрудников ГИБДД, взыскан с государства в мою пользу материальный ущерб общей суммой 29'297 (Двадцать девять тысяч двести девяносто семь) рублей. (Бурные, продолжительные аплодисменты ) При этом следует отметить некоторые моменты.

2.1. Первое свое обращение в суд я сформулировал в виде жалобы о признании действий сотрудников ГИБДД неправомерными и о взыскании убытков и морального вреда. Но в первом же кассационном определении Хабаровского краевого суда от 31 января 2002г. было указано "Поскольку Гор не только обжалуются действия сотрудников ГИБДД, но и заявлены требования о возмещении материального и морального вреда суду следовало разрешить спор в порядке искового производства и в соответствии с нормами ст.ст. 13, 16, 1071 ГК РФ и ст. 36 ГПК РСФСР привлечь к участию в деле в качестве ответчика второго ответчика соответствующие финансовые органы". Таким образом было сформировано первое правило: целесообразней подавать исковое заявление, в котором кроме обжалования неправомерных действий заявляется и требования возмещения морального вреда и материального вреда.

2.2. С кого взыскивать материальный и моральный вред, также подсказал Хабаровский краевой суд в своем определении от 15 августа 2002г.: "Вместе с тем вывод суда о возложении имущественной ответственности на казну Хабаровского края противоречит положениям ст. 1069 ГК РФ, ст. 9 Закона РСФСР "О милиции" и Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 года № 926, согласно которым подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения, осуществляющие контроль за соблюдением установленных правил дорожного движения, относятся к государственным органам Российской Федерации и финансируются за счет федерального бюджета. С учетом положений приведенных норм материального права указанные расходы подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации. По этим же основаниям за счет казны Российской Федерации подлежат возмещению и понесенные истцом расходы, связанные с оплатой услуг представителя". Все последующие обращения в суд я, как правило, оформлял в форме искового заявления с указанием в качестве второго ответчика министерство финансов РФ. Так как по ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении указывается, в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца, в качестве исковых требований целесообразно указывать: прошу признать действия незаконными, возместить материальный и моральный ущерб.

2.3. Составление протокола, рассмотрение дела и вынесение постановления одним и тем же должностным лицом - незаконно! Это подтверждается решением Хабаровского краевого суда от 16.05.2003 г. по моему делу: "Согласно КоАП РФ участие одного и того же лидирующего административно-юрисдикционного органа на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ". Аналогичное судебное решение у Character (Новгородский городской суд от 21.05.22003 г.): "В нарушение принципа объективного рассмотрения дела протокол составлен, дело рассмотрено и вынесено постановление одним и тем же должностным лицом, что также является существенным нарушением процессуального порядка рассмотрения административного дела, предусмотренного законом". обосновать это положение можно следующими рассуждениями. Ст.28.8 КоАП предусматривает, что протокол об административном правонарушении НАПРАВЛЯЕТСЯ должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в течении суток. При этом КоАП не предусмотрено направление протокола самому себе, что противоречило бы принципам объективности и законности рассмотрения дела. В частности, должностное лицо, получившее протокол и иные материалы административного расследования, обязано выяснить правильно ли составлен протокол, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства, отводы и т.д.( ст.29.1 КоАП). Также при подготовке к рассмотрению дела разрешается вопрос о возвращении протокола должностному лицу, составившему протокол, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов (ст. 29.4 КоАП). Однако должностное лицо не может вернуть протокол самому себе для исправления ошибок и оформления других материалов дела, так как это не предусмотрено КоАП. Кроме того, должностное лицо, действующее на стадии возбуждения административного производства и направившего собственноручно составленный протокол на рассмотрение, уже полагает, что материалов по делу достаточно, а ошибок нет. При таких обстоятельствах это должностное лицо при рассмотрении дела и вынесении постановления будет исходить из первоначальных своих же установок о законности и достаточности собранных материалов по делу, а в случае обнаружения ошибок будет склонно к их утаиванию, т.е. будет заинтересовано в разрешении дела. В соответствии со ст. 29.2 КоАП должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об АПН, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. При наличии таких обстоятельств должностное лицо обязано заявить самоотвод (ст.29.3 КоАП).

2.4. В случае даже частичного удовлетворения исковых требований, сразу же надо подавать ходатайство о возмещении судебных издержек и расходов. Причем это можно делать многократно, пока не надоест, так как ходатайства рассматриваются в судебном заседании, которое опять же влечет новые судебные издержки, по которым подаются новые ходатайства.

3. После вступления в законную силу решений судов о признании действий сотрудников ГИБДД незаконными и взыскании в мою пользу материального вреда я направлял письма в адрес УВД и МВД с просьбой сообщить, какие дисциплинарные и материальные взыскания наложены на виновных сотрудников ГИБДД. Только один раз получил ответ: "На основании решения суда г. Амурска от 21.06.2002г. приказом ОВД Амурского района № 105 от 28.02.03г. Мирсанов А.Н. привлечен к материальной ответственности. В счет погашения ущерба, причиненного казне Российской Федерации, с него была взыскана сумма в размере должностного оклада, а также снижена надбавка за сложность и напряженность, и специальный режим службы. Мирсанов А.Н. не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности по решению суда от 21.06.02г., так как с момента совершения им проступка прошло более 6 месяцев (ст.193 ТК РФ)". По последующим обращениям официального ответа еще не получил, но в беседе с начальником ОВД и заместителем начальника управления кадров УВД Хабаровского края прозвучало, что наказать никак не можем, так как с момента совершения прошло более 6 месяцев.



Мировому судье судебного участка N ____

ИСТЕЦ:__________________
Адрес:___________________

ОТВЕТЧИКИ:
1. Инспектор ДПС ГИБДД ____________
Адрес _____________________

2. Министерство Финансов РФ
Адрес:103097 Москва, ул. Ильинка, 9

Сумма иска: _______________



ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О взыскании убытков
Постановлением по делу об административном правонарушении N ______ от ______, неправомерно вынесенным инспектором ДПС ГИБДД __________ я был подвергнут штрафу в размере ___________ рублей.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности я обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления. Решением _________.суда от _________. жалоба была удовлетворена. Постановление по делу об административном правонарушении N ____ от __________ было отменено и производство по делу прекращено.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.

Понятие убытков раскрывается в п.2 ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для защиты своих прав в части обжалования Постановления N ____ от _____. мной были понесены убытки и расходы в виде оплаты юридических услуг в сумме ______.рублей, транспортных расходов для участия в судебном заседании меня, моего защитника _________ и свидетелей ___________ в сумме ________ рублей, а всего ____________.рублей, которые подлежат взысканию в мою пользу с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1064, 1069 ГК РФ,

ПРОШУ:

1. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в мою пользу убытки в размере ________ руб. и уплаченную мной госпошлину в размере ____________ руб.



Приложение:

1. Копия искового заявления - ____ экз.

2. Квитанция об оплате госпошлины.

3. Копия решения ________ горсуда - ________ экз.

4. Расчет судебных расходов истца - _________ экз.

5. Билеты на проезд _________ + ________ копии

6. Квитанции об оплате услуг защитника на 1 листе -1 экз.+ _____ копии

7. Договор на юридические услуги на 1 листе - 1 экз + _____ копии

8. __________________



Истец ____________ (ФИО)

Дата ______


Мировому судье судебного участка N ___
ИСТЕЦ:__________________
Адрес:___________________

ОТВЕТЧИКИ:
1. Инспектор ДПС ГИБДД ____________
Адрес _____________________

2. Министерство Финансов РФ
Адрес:103097 Москва, ул. Ильинка, 9

Сумма иска: _______________



ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании действий сотрудников ГИБДД незаконными
и взыскании убытков и морального вреда


(описание незаконных действий сотрудников ГИБДД)

Таким образом, незаконные и не предусмотренные нормативными актами действия сотрудников ГИБДД ________________________, заключающиеся в _________________________ повлекли существенное нарушение моих прав и законных интересов.

В результате незаконных действий сотрудников ГИБДД мне причинен материальный ущерб в сумме ___________ рублей.

В результате противоправных действий ответчиков, которые носили явно издевательский характер, потери личного времени я испытывал и испытываю существенные нравственные страдания и мне причинен моральный вред, который я оцениваю в _____ рублей.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 15, 151, 1064, 1069 ГК РФ,



ПРОШУ:



1. Признать действия сотрудников ГИБДД _______________ незаконными.

2. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в мою пользу материальный ущерб в суме ____ руб.

3. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в мою пользу моральный вред в сумме ___ руб.

4. Вернуть из бюджета уплаченную мной госпошлину ___ руб.



Приложение:

1. Копия Искового заявления - ___ экз (по числу ответчиков)

2. Квитанция об уплате госпошлины.

3. _______________



Истец _________________ (ФИО)

Дата ____________

18 ноя 2004, 14:54

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1
"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
(с изменениями от 14 декабря 1995 г.)

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.


Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).


Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.


Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.


Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.


Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.


Статья 7. Решения суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.


Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.


Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 настоящего Закона.

18 ноя 2004, 14:56

Кто хочет пояснений - здесь

Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации
"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
(с изменениями от 14 декабря 1995 г.)
http://wilych.narod.ru/auto/GIBDD/g98/Z ... 866p1.html

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 10
"О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"
(с изменениями от 25 октября 1996 г., 14 февраля, 25 мая 2000 г
http://wilych.narod.ru/auto/GIBDD/g98/P ... 21-10.html

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8
http://wilych.narod.ru/auto/GIBDD/g98/P ... -01-6.html
Последний раз редактировалось Igors 18 ноя 2004, 15:01, всего редактировалось 1 раз.

18 ноя 2004, 14:59

Igors
Спасибо!!!