Незаконные платежи - 3

12 янв 2007, 10:52

У кого- то получилось то, что у меня в свое время не вышло:
( http://27region.ru/forum/viewtopic.php?t=4191 )

http://www.supcourt.ru/stor_text.php?id=7409538

ГКПИ06 - 793
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

2 ноября 2006 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чанышева Данила Анатольевича об оспаривании абзацев первого и второго подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228, в редакции от 8 мая 2002 г. № 302, «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации»,



установил:

абзацами первым и вторым подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228, в редакции от 8 мая 2002 г. № 302, «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» (далее - Постановление), предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов.

В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3 процентов годового размера установленной законом минимальной оплаты труда.

Чанышев Д.А. обратился в суд с заявлением о признании изложенных предписаний Постановления незаконными в части, возлагающей на заинтересованных лиц обязанность внесения платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами) и другой специальной продукции (паспорта транспортного средства, удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев, акта технического осмотра транспортного средства, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения), а также за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

В заявлении указано, что плата, взимаемая с заинтересованного лица за совершение в отношении него таких юридически значимых действий, как выдача и замена государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, а также прием экзаменов, отвечает признакам сбора, установленным пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку с 1 января 2005 г. вопросы определения размеров оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, временных разрешений на право управления транспортными средствами и другой специальной продукции, а также прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами урегулированы непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, с этого времени оспариваемые предписания Постановления не соответствуют данному Кодексу.

В судебное заседание Чанышев Д.А. не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители Правительства Российской Федерации Гусева Е.Д. и Орлова Т.П. заявление Чанышева Д.А. не признали, ссылаясь на то, что изготовление специальной продукции, предусмотренной абзацами первым и вторым подпункта «а» пункта 4 Постановления, выдаваемой при совершении юридически значимых действий, в том числе изготовление государственных регистрационных знаков, свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, талонов-допусков на эксплуатацию и другой полиграфической продукции, не относится к юридически значимым действиям и соответственно не попадает под понятие «государственной пошлины». За оказание данных услуг по изготовлению специальной продукции в соответствии с оспариваемым Постановлением с заинтересованных лиц должна взиматься плата, устанавливаемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от затрат на изготовление этой продукции.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит, что заявление Чанышева Д.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно статье 333.16 Кодекса государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях данной главы Кодекса выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Указанные выше органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Подпунктами 29-40 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса установлена уплата государственной пошлины:

за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные и мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев;

за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства;

за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства;

за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит»;

за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат;

за выдачу отличительного знака участника международного дорожного движения;

за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства;

за выдачу водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность;

за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность;

за выдачу физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами;

за рассмотрение заявления и выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения;

за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

Таким образом, Кодекс предусматривает уплату государственной пошлины (обязательного сбора) за совершение таких же юридически значимых действий, за которые оспариваемым Постановлением установлено взимание платы (за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов).

Поскольку указанная плата отвечает признакам сбора, закрепленным в пункте 2 статьи 8 Кодекса, со вступлением в силу главы 25.3 Кодекса ее сохранение не может быть признано законным исходя из подпунктов 3, 9 пункта 1 статьи 6 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Вывод суда о том, что за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, перечисленных в подпунктах 29-40 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, физические лица и организации не должны уплачивать иные платежи, кроме государственной пошлины, подтверждается также пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Названная норма закона предусматривает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Следовательно, выдача соответствующих документов является составной частью регистрации транспортного средства как юридически значимого действия, что в полной мере соотносится с положениями статьи 333.16 Кодекса.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемыми предписаниями Постановления установлены неналоговые платежи, которые должны взиматься с заинтересованных лиц помимо уплаты государственной пошлины.

Кроме того, в судебном заседании представители Правительства Российской Федерации не смогли назвать суду федеральный закон, который бы возлагал на организации и граждан обязанность по оплате затрат на изготовление специальной продукции, указанной в оспариваемых предписаниях Постановления, либо предоставлял бы Правительству Российской Федерации право устанавливать такую обязанность своим нормативным правовым актом.

Между тем в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа, Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации



решил:

заявление Чанышева Данила Анатольевича удовлетворить.

Признать недействующими абзацы первый и второй подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228, в редакции от 8 мая 2002 г. № 302, «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами) и другой специальной продукции (паспорта транспортного средства, удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев, акта технического осмотра транспортного средства, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения), а также за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

12 янв 2007, 11:08

Сейчас бы еще довести это решение до заинтересованных лиц.
Еще мне интересно, во что это может вылиться..
Если это решение получит широкую огласку, скорее всего, в целях экономии, будут шире раздавать б/ушные номера..

12 янв 2007, 12:17

Sanim
Лукавый
можете объяснить более простым неюридическим языком? понял частично...

Пользователь подумал и добавил ещё, спустя: 59 секунд

сколько сейчас госпошлина составляет?

12 янв 2007, 12:21

oligarh
а теперь я буду платить госпошлину ща что?

12 янв 2007, 12:22

Лукавый
Заявление в Прокуратуру края готово - сегодня отвезу.

12 янв 2007, 12:27

вообщем щас должен платить только за совершение самого действия регистрации?

12 янв 2007, 16:10

Master
Только Гос Пошлину, которая оговорена в НК РФ:
29) за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных:
с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, - 400 рублей;
с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы, - 200 рублей;
с выдачей паспорта транспортного средства, - 100 рублей;
с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, - 100 рублей;
с выдачей удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев - 100 рублей;
30) за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства - 20 рублей;
31) за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства - 100 рублей;
31.1) за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов - 100 рублей;
32) за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит":
металлических на автотранспортные средства - 400 рублей;
металлических на мототранспортные средства и прицепы - 200 рублей;
бумажных - 50 рублей;
33) за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат - 50 рублей;
34) за выдачу отличительного знака участника международного дорожного движения - 30 рублей;
35) за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства - 30 рублей;
36) за выдачу водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность:
изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, - 100 рублей;
изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе, - 200 рублей;
37) за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 60 рублей;
38) за выдачу физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, - 30 рублей;
39) за рассмотрение заявления и выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения - 50 рублей;
40) за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами:
теоретического - 60 рублей;
практического - 100 рублей;

12 янв 2007, 19:33

Sanim
Красава.. :) держи в курсе :) тоже потащу заявление в нашу прокуратуру. Если не трудно выложи болванку. Спасибо

12 янв 2007, 21:27

Sanim
что сказала прокуратура? или она пьёт сегодня....

13 янв 2007, 21:02

Бурят писал(а):Если не трудно выложи болванку

В понедельник - на работе осталась...

Master писал(а):что сказала прокуратура? или она пьёт сегодня....

Это скорее всего ты напился - они в течении месяца отвечают, а не в течении 30 минут...
К концу февраля все будет ясно...Еще же и ГИБДД должно на Представление отреагировать....тоже в течении месяца, после выставления Прокуратурой...

14 янв 2007, 23:04

Master
это моё нормальное состояние 8)

тогда такой вопрос: раз так всё долго это будет тянуться, а мне надо сейчас машину на учёт ставить
смогу ли я потом выбить назад переплаченные деньги и каким образом

15 янв 2007, 12:20

Master писал(а):тогда такой вопрос: раз так всё долго это будет тянуться, а мне надо сейчас машину на учёт ставить

смогу ли я потом выбить назад переплаченные деньги и каким образом

Способ один - гражданский иск в Суд.
Ну а сможешь или нет - все от тебя зависит и "инструкций сверху" у суда.

Вот мне тоже скора понадобиться - я же начал суету заранее...И тебе так надо было - заблаговременно...

15 янв 2007, 12:34

Sanim писал(а):Еще же и ГИБДД должно на Представление отреагировать

при чем тут Представление? онижеж ничиго не нарушают, это Постановление № 228 нарушает Закон.
знач пока к ним сверху ничиго не придет, то точно, способ только
Sanim писал(а):Способ один - гражданский иск в Суд


да и потом - может его обжаловали, тогда оно вообще не вступило в законную силу, есть информация об обжаловании??? нет?? тогда все остается в силе..

15 янв 2007, 14:40

maverick писал(а):при чем тут Представление? онижеж ничиго не нарушают, это Постановление № 228 нарушает Закон.

Как они не нарушают, если незаконно деньги до сих пор дерут....после Решения ВС?

Его не обжаловали и в силу оно вступило 27/11/2006 г.
Опубликовано в Российской газете за это же число - http://www.rg.ru/2006/12/27/vsud-avto.html

15 янв 2007, 17:04

Sanim писал(а):Опубликовано в Российской газете за это же число

а у нас что в отношении судебных решений вступление в силу связано с опубликованием?

и прокуратура в данном случае ничего не сможет, да и не будет, но это уже имхо

15 янв 2007, 17:23

Sanim
ну вот можно получить консультацуию?

щас я плачу всё эти "незаконные платежи" и квитанции то отдаю в окошко - как потом доказать что я платил....или можно отдать в окошко копии квиточков об оплате?
а потом после выдачи мне номеров и совершения акта регистрации ам, я готовлю иск в суд? прилагая квиточки об оплате?

15 янв 2007, 17:42

Бурят писал(а):Если не трудно выложи болванку. Спасибо



Прокурору Хабаровского края
680000, Хабаровск, ул. Шевченко 6

От Sanim


Заявление




Решением ВС РФ от 02/11/2006 (вступило в силу 27/11/2006) № ГКПИ06 – 793
Признаны недействующими абзацы первый и второй подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228, в редакции от 8 мая 2002 г. № 302, «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами) и другой специальной продукции (паспорта транспортного средства, удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев, акта технического осмотра транспортного средства, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения), а также за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

УГИБДД Хабаровского края же при совершении регистрационных действий продолжает взымать незаконные платежи, кроме предусмотренных НК РФ гос. пошлин за выдачу бланков документов и государственных регистрационных знаков.

Прошу:
1. Проверить соблюдении законодательства РФ УГИБДД Хабаровского края в части взимания необоснованных и незаконных платежей при регистрационных действиях.
2. Выставить Предписание об устранении нарушений в области законодательства
3. Ответить мне письменно по вышеуказанному адресу в установленный законом срок.

Приложение:
Копия Решения ВС РФ от 02/11/2006 № ГКПИ06 – 793



Пользователь подумал и добавил ещё, спустя: 2 минуты 58 секунд

Master писал(а):щас я плачу всё эти "незаконные платежи" и квитанции то отдаю в окошко - как потом доказать что я платил....или можно отдать в окошко копии квиточков об оплате?

а потом после выдачи мне номеров и совершения акта регистрации ам, я готовлю иск в суд? прилагая квиточки об оплате?

Думаю с копиями квитков не прокатит.
Потом в суде подаешь Ходатайство об истребовании доказательств из Архива МРЭО + свидетельские показания что ты платил и отдал квитки.

Вопрос другой - с кем судиться: с МРЭО (куда квитки отдал и по чьему требованию) или с ООО Знак-ДВ (Знак-Четыре)...

15 янв 2007, 17:52

я думаю что с МРЭО, так как непосредственно с владельца требуют они, а не знак-четыре

15 янв 2007, 23:04

Sanim
Спасибо дружище !

23 янв 2007, 01:54

http://www.klerk.ru/news/?66204
интересная инфо по теме.
Кажется - взгляд сбоку :roll: