Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:26

В не профессиональных кругах, да и частенько в профессиональных , существует очень много заблуждений по-поводу переключения передач. Цель этой статьи - рассказать, как это делается правильно. Мы не ставим перед собой задачу покрыть все аспекты и рассказать про все тонкости переключения передач, например, как и в каких случаях можно переключать не используя сцепление. Мы хотим объяснить правильную базовую технику. Это ответит на практически все Ваши вопросы и развеет неясности, позволит уверенно и правильно переключать передачи как на трэке, так и улице.

Статья пишется с учетом ручной коробки передач с синхронизаторами, т.е. обыкновенной "ручки", которую ставят на практически все автомобили от Девятки до Зонды. Материалы для этой статьи собранны из многих источников профессионального уровня. Отдельная благодарность за вклад Гавину Кершу (Gavin Kershaw), бывший гонщик серии ЛеМан и нынешний главный инженер динамики автомобилей в Лотусе.

Итак, мы надеемся, что все, читающие эту статью, понимают зачем нужно переключать передачи - чтобы удерживать машину в желаемом диапазоне мощности двигателя.

Работа со сцеплением и газом.

При правильной технике переключения передач, работа с педалью сцепления всегда выглядит так - нажали, отпустили. За исключением трогания с места, педаль никогда не отпускается (и, разумеется, не нажимается ) медленно. Она быстро выжимается (желательно в пол, особенно при переключении вниз) и быстро отпускается. При этом не надо бить по педали, или бросать ее. Все делается плавно, но быстро, как, впрочем, и со всеми другими элементами управления автомобилем. Педаль газа при переключении передач отпускается, чтобы снять нагрузку с коробки передач.

Переключение на пониженную передачу.

Для "продвинутых" водителей сразу разъясним, что переключение на пониженную передачу происходит только для того, чтобы поддерживать мощность. Для торможения используются тормоза, а не двигатель. Колодки стоят копейки, и обойдутся дешевле, чем бензин и сцепление. Особенно актуально, не заниматься ерундой на скользкой/оледеневшей дороге - не выполненная (или не правильно выполненная) подгазовка может привести к заносу (сносу на переднеприводных автомобилях) и последующему кювету, и никакая abs не спасет.

Сначала мы объясним, что такое подгазовка и зачем она нужна. Представьте, что Вы едете км 60 в час, 5я передача, никуда не торопитесь... Вдруг к Вам слева подлетает навороченный Скай с неоновой подцветкой и начинает сигналить и газовать. Разумеется, Ваши действие - дальше еду и никуда не тороплюсь :smoke2: . Но предположим, Вы все же решили ответить на "вызов". Вам нужно переключиться на с 5ой передачи на 2ю. Если Вы просто выжмете сцепление, включите 2ю передачу, и отпустите сцепление, то машину очень сильно дернет, да и сцеплению с коробкой передач сладко не придется. Почему так происходит?
Изображение
Отпускаете газ, нажимаете на педаль сцепления и переключаете передачу. Обороты двигагателя падают до холостых, а скорость вращения сцепления увеличивается, т.к. скорость вращения колес осталась прежней, а передаточное число увеличилось.
Изображение
Теперь разница между скоростью двигателя и коробки передач 4000об/м. Если Вы отпустите сцепление, то двигателю и колесам придется сравняться в скоростях очень быстро. Двигатель резко раскрутится до 5000об/м и передаст большой стресс на колеса (равносильно резкому кратковременному нажатию на тормоз), которые в этом случае могут потерять сцепление с дорогой, если на них действуют сильные боковые силы, или же если дорога просто скользкая. Если сцепление отпускать медленно, то стресс будет намного меньше, но тогда подпалится сцепление.

Изображение
Чтобы это избежать необходимо сделать подгазовку, т.е. немного нажать на газ перед тем как отпустить сцепление. Делается это очень быстро - нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление, и правая нога опять втапливает газ, но на этот раз уже для ускорения. Цель подгазовки в данном случае - поднять обороты двигателя до 5000об/м или чуточку выше. Если все выполнить правильно, а потом быстро отпустить сцепление, то Вы вообще ничего не почувствуете и машина начнет плавно ускоряться с повторным нажатием на газ.


Легко и просто. Не тут-то было . Почти всегда включать пониженную передачу нужно перед поворотом, т.е. тогда, когда тормозишь. А когда тормозишь нога не на газе, а на тормозе...

Конечно, можно предположить, что в этом случае нужно оттормозиться заранее, потом прям перед поворотом переключить передачу с перегазовкой и в поворот... Думаем не надо объяснять, что речи о какой-либо конкуренции в этом случае не идет вообще. Чтобы ехать действительно быстро, надо оттормаживаться вплотную перед поворотом и в начале поворота. А потом уже должна быть включена нужная передача, чтобы начать ускорение перед апексом.

На этом мы и переходим к приему heal & toe. Мы долго рылись в ру-нете, но перевода так и не нашли (что не удивительно, когда инстуктора из продвинутых школ вождения не знают что это и с чем его есть), если кто знает - подскажите. С английского heal and toe переводится как "пятка и мысок", что напрямую связано с тем, как выполняется этот прием. Встречаются разные модификации названий - heal'n'toe, heal-toe, hnt и т.д.

Задача - включить пониженную передачу во время торможения, не меняя усилие на педаль тормоза и не вызывая стресс. По сути, все происходит также, как описано выше, только подгазовка выполняется по-другому. Давайте пошагово рассмотим как это делается на примере стандарного поворота, который проходится на 2ой передаче...

1. Когда. Передачу нужно переключить так, чтобы не попасть за красную линию оборотов двигателя, но перед тем как начнется ускорение. На диаграмме снизу обозначен самый простой 90 градусный поворот. Переключать передачу можно в любом месте между А и В, но, естественно, на прямом участке это делать менее рискованно.
Изображение
*Под "началом ускорения" подразумевается не начало ускорения автомобиля, а начало нажатия на газ.

2. Перед поворотом. Полный газ, или по желанию .
Изображение
Когда приближаемся к тормозной точке, правая нога плавно отпускает газ и плавно нажимает на тормоз.

Изображение
3. Во время поворота. Правая нога продолжает держать педаль тормоза и поддерживает постояное давление. Выжимаете сцепление и начинаете переключать передачу. Ступня немного поворачивается вокруг педали тормоза и пятка касается педали газа. Делается подгазовка так же, как описывалось выше.

Изображение
Сцепление отпускается и нога убирается с педали газа.

Изображение
Заканчиваете оттормаживаться...
Изображение
Плавно ослабляете тормозное усилие и нажимаете на газ.

Изображение
Так делается heal and toe. Прием совершенно необходим на трэке и при быстрой уличной езде. Сразу хотим отметить, чтобы неплохо его освоить, нужно очень много практиковаться. За день-два, даже неделю, вряд ли сможет получаться что-то толковое. Это сложно, но результат бесспорно того стоит. Не стоит заниматься практикой на дорогах, особенно на начальном уровне, особенно если сзади кто-нибудь едет :grin2: . Рекомендуем найти пустой паркинг и начинать там. Сначала все проделывать на месте. Когда начнет что-то получатся, можно начать двигаться...

Переключение на более высокую передачу.

Отпуская газ, выжимаете сцепление (не обязательно до пола), переключаете передачу, отпускаете сцепление, нажимаете на газ. Все делается быстро, но плавно. Обороты падают сами, по-этому никаких специальных приемов здесь не надо.

Взято с http://www.lotusclub.org/

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:31

ничессе вот это новости..

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:33

Ваш сарказм мистер Big, не уместен.
Может кто то не знает, или не умеет.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:38

Lars откуда текст? дай ссылочку плиз.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:39

Сорри, когда читал, весь текст не отображался. Ссылку не видел.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 12:42

автомат рулит !

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:12

афигенская статейка :girlrev: ..

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:15

автомат рулит !


Автомат какашка.

А я поприколу научился левой ногой тормозить. Первые разы чуть в лобовухуне вылетал. :)

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:21

S.K. писал(а):левой ногой тормозить

- это как раз для автомата :wink: особенно заднепривода.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:28

это очень быстро - нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление


чет я не пойму. Зажав сцепление надо одновременно "ударить по педали газа", тут же переключить передачу и потом одновременно отпустить газ и сцепление, так чтоли?

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:34

S.K. писал(а):Автомат какашка.

Да ну на ! А ты поюзай автомат на Лексусе или на Ауди, тебе короба затычкой показетцо. Умник нах.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:36

Multik писал(а):автомат рулит !

куда он рулит?! :lol:

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:37

чет я не пойму. Зажав сцепление надо одновременно "ударить по педали газа", тут же переключить передачу и потом одновременно отпустить газ и сцепление, так чтоли?


Надо поймать момент, ровно тех оборотов, которые ты должен попасть, если меньше - будет рывок, если обороты выше - будет не очень приятно сцепе.

Multik - сам то пробовал? Или говоришь о вкусе устриц, ни разу их не поев? :)

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:51

komradANDR писал(а):чет я не пойму

Ломает читать, но вероятно выдержка из переключения на пониженную.... это перегазовка, выжимаешь сцепу, нейтраль, сцепу отпустил, газ до пола, сцепу, передачу, сцепу быстро плавно отпускаешь...хотя со синхронизаторами лишняя движуха... вот без синхронизаторов переключится на пониженную не всегда получается красива.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:53

S.K. писал(а): - сам то пробовал? Или говоришь о вкусе устриц, ни разу их не поев? :)

Имеено ! Поэтому и говорю. Ваще не понимаю откуда растут такие тупые мнения что "автомат какашка" ? Наверное от тех персонажей что поюзали свои овощные тоеты короны/королы/ и тд и теперь они просто постигли всю истину автоматических коробок. Хотя это можно списать на молодость...

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 13:57

... это за пару секунд надо провернуть? О_о

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 14:07

Multik
Имеено ! Поэтому и говорю. Ваще не понимаю откуда растут такие тупые мнения что "автомат какашка" ? Наверное от тех персонажей что поюзали свои овощные тоеты короны/королы/ и тд и теперь они просто постигли всю истину автоматических коробок. Хотя это можно списать на молодость...

Уважаемый, ты чутка не в теме. Я написал лишь с той позиции, что мой стиль езды и предмет использования авто более предпологает МКПП. Ну не нравиться мне автомат, нет драйва на нём. Что касается чего я пользовал, ну Крузаки не давали, но ездил и на Маркообразных (и даже на Турбо давали покататься), у бати был Ниссан на вариаторе, и еще на всяких разных, так что не ограничивался одной Короллой. (кстати ни разу не ездил на Королле автоматной) :). Для повседневки автомат несомнено рулит, да и ваще спор напоминает Хонда вс Тойота и подобное. Ты меня не убедишь - я тебя тоже, тебе автомат - мне меха. пис. :!:


lodkin
Ломает читать, но вероятно выдержка из переключения на пониженную.... это перегазовка, выжимаешь сцепу, нейтраль, сцепу отпустил, газ до пола, сцепу, передачу, сцепу быстро плавно отпускаешь...хотя со синхронизаторами лишняя движуха... вот без синхронизаторов переключится на пониженную не всегда получается красива.

Это из области ЗИЛов, тут речь всего лишь о том, что переключении на пониженную надо нажать на педаль газа, чтобы не было дёрганья машины.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 14:13

не понял только этого
Lars писал(а):Для торможения используются тормоза, а не двигатель. Колодки стоят копейки, и обойдутся дешевле, чем бензин и сцепление. Особенно актуально, не заниматься ерундой на скользкой/оледеневшей дороге - не выполненная (или не правильно выполненная) подгазовка может привести к заносу (сносу на переднеприводных автомобилях) и последующему кювету, и никакая abs не спасет.


расход бензина при торможении двигателем имхо меньше, чем при использовании тормозов, а сцепление...я чаще колодки тормозные менял, чем диск сцепления, не говоря уже про корзину.

Про "ерунду" на скользкой дороге и использование тормозов - вообще жесть...
В общем, полезного не мало, но и спорных утверждений хватает.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 14:17

S.K. писал(а):А я поприколу научился левой ногой тормозить. Первые разы чуть в лобовухуне вылетал.

А я поездив 2 месяца на коробке, после покупки машины на автомате первые минут 10 пытался сцепление выжать и нажимал на тормоз :lol:

Статья - чисто теоретическая . . . Быстрее на практике научиться всему этому.

Re: Статья: Техника переключения передач

21 апр 2009, 14:20

Multik писал(а):автомат рулит !
Согласен на 100 % !!!! причем во всех ситуациях........ АК-47 , вообще не заменим, но больше я склонен к АКСу-74.............. :) По теме- на вкус и цвет товарищей нет (автомат или коробка).......а почитать полезно, чтобы иметь общее представление.....