Автогражданка? Нет, автообдираловка!

04 окт 2004, 17:24

АВТОГРАЖДАНКА живет год. Если быть точным, 12 месяцев действия нового закона истекли еще 1 июля. Но итоги страховщики обнародовали только в сентябре. Они настаивают, что несут громадные убытки и занимаются страхованием автогражданской ответственности лишь для того, чтобы граждане нашей страны чувствовали себя комфортно, а сама страна — цивилизованной. Так ли это?

АВТОГРАЖДАНКА есть во всем мире. Попав в аварию, люди просто любезно обмениваются визитками своих страховых компаний и мирно разъезжаются. Там страховка делает отношения на дороге более цивилизованными. У России опять «свой путь». Вместо того чтобы облегчить водителям жизнь, автогражданка легла на многих непосильным бременем. Возраст едва ли не половины авто в нашей стране перевалил на второй десяток, и принадлежат они людям, живущим за чертой бедности. Черта эта проходит на уровне 2363 рублей, а полис стоит минимум 2574. Вот и считайте.

Где убыток?
ИТАК, продано 25,2 млн. полисов ОСАГО. Результат для первого года даже слишком хороший. 84% водителей почувствовали гражданскую ответственность и полисы приобрели! Страховые компании собрали 48,2 млрд. рублей. А выплатили пока только 8,2 млрд. И это убытки? Скорее, сверхприбыль. Получается, стоимость полиса можно спокойно снижать в разы?

Страховщики с этим не согласны. Вот их доводы. По подсчетам начальника аналитического отдела Российского союза автостраховщиков (РСА) В. Измайлова, за год заявлено 535 тысяч страховых случаев. Компенсацию получили 434 тысячи автовладельцев.

«Как правило, человек обращается в страховую компанию не сразу, а спустя некоторое время. Аварии уже произошли, а мы о них пока не знаем», — рассуждает Измайлов. За первое полугодие 2004 года, по статистике ГИБДД, произошло 757,2 тысячи ДТП.

Значит, еще как минимум 200 тысяч потенциальных заявителей могут в любой момент потребовать от страховщиков возмещения ущерба. Но это могут быть как раз те, кто еще не застраховался.

По подсчетам страхового сообщества, средняя компенсация за среднюю аварию составляет 18,9 тысячи рублей. Поэтому, если представить, что все пострадавшие прибегут в страховые компании, выплаты все равно не превысят 14 млрд. (это с учетом тех 8 млрд., которые уже отданы). А собрали они, напомним, без малого полсотни миллиардов рублей. Кому достанутся «кровные» 34 млрд. наших, водительских?

У страховщиков еще масса доводов в свою пользу. Им надо что-то оставлять себе за работу. Делать отчисления в резервный фонд — на случай, если когда-нибудь собранных денег не хватит. Наконец, у большинства водителей срок действия полиса истекает только в декабре. Так что к концу года аварий, по которым страховщикам придется платить, будет еще больше. Может, даже вдвое.

Можно сомневаться в цифрах, которые предоставляют страховые компании, но как их проверить? Скажем, кто определил эту расчетную сумму ущерба — 18,9 тыс. рублей? Это целых 650 долларов — у нас полстраны ездит на авто, которые можно за такие деньги купить. Все это — статистика самих страховых компаний, естественно, они ведут счет в свою пользу.

Умножать? Делить?
НО ДАЖЕ если принять на веру все доводы страховых компаний, получится, что минимум 9 млрд. рублей у них остается. Куда они пойдут? По закону страховщики не имеют права их расходовать, обязаны направить все в тот же фонд будущих выплат. Но кто это проконтролирует?

Уже год обещают, что Дума вот-вот рассмотрит вопрос снижения тарифов. Клялись отменить варварские штрафные санкции: если угораздило попасть в аварию, следующие 2 года обязан страховаться по повышенному тарифу, в полтора раза больше. Нам могут возразить, что подобные санкции есть в большинстве стран. Но в России наказание куда суровее преступления: ущерб от большей части ДТП — особенно на «Жигулях» — невелик: одна, максимум две тысячи рублей. Многие водители предпочитают в такой ситуации расплатиться на месте и ни с какой «цивилизованной жизнью» не связываться, себе дороже.

Да неплохо бы и поощрять за безаварийную езду: ездишь без приключений — плати меньше. Но депутаты все откладывают обсуждение. Мол, нужна статистика: как работает автогражданка. Теперь статистика собрана. Цифры доказали то, что любому автовладельцу было ясно и без них: обязательное страхование в первую очередь выгодно тем, кому достались деньги. И что дальше?

«Я пока не могу вам сказать, обсуждался ли вопрос изменения тарифов», — говорит нам представитель РСА Т. Алексеева. «Статистика собрана всего за год. Это не показательный срок. Для нормального формирования тарифов нужно два-три года», — объясняет замруководителя Федеральной службы страхового надзора О. Федосеева. Странно — вроде бы государственный орган должен стоять на стороне народа, а страховой надзор играет в одну дудку с теми, кого проверяет.

Более того, правительство имеет право менять тарифы раз в полгода, но за 12 прошедших месяцев эту возможность кабинет так и не использовал.

Максим ЧИЖОВ
http://aif.ru/online/aif/1247/08_01

04 окт 2004, 18:00

Страхование - это бизнес, а страховщики создаются и работают в целях извлечения прибыли и уж не как в целях благотворительности.

Считать чужие деньги неприлично, но так интереесно.

РСА опубликовал оценку убыточности за год действия ОСАГО


"Русский полис", Служба новостей



По расчетам специалистов Российского союза автостраховщиков (РСА), реальная величина убыточности по ОСАГО «находится в интервале от 70% до 84%». В разосланном 01.09.04 г. в СМИ информационном письме РСА содержатся ключевые данные и методика такого расчета.

В расчете использованы следующие данные: количество реализованных полисов за период 1 июля 2003 г. – 30 июня 2004 г. – 25,2 млн., собранная премия 48,2 млрд. рублей, заявлено 535 тыс. страховых случаев, из них урегулировано 434 тыс., 101 тыс. страховых случаев осталось неурегулированными. Страховые выплаты составили 8,2 млрд. рублей, средняя страховая выплата – 18,9 тыс. рублей.

По методике РСА в расчет принимались заявленные, но неурегулированные страховые случаи, находящиеся в процессе рассмотрения, а также произошедшие, но незаявленные страховые случаи. Кроме того, указывается, что 95% договоров не закончили действие. По мнению специалистов РСА «требуется увеличить выплаты пропорционально неистекшему сроку действия договоров».

Согласно расчетам, выплаты по всем заявленным страховым случаям составят 10,1 млрд. рублей. Учет произошедших, но не заявленных убытков осуществлен с использованием статистики ГИБДД (по данным ГИБДД в первом полугодии 2004 года произошло 757,2 тыс. ДТП, из них 83,8 тыс. с нанесением телесного ущерба). Количество страховых случаев, произошедших и заявленных потерпевшими страховым компаниям за этот период - 448,2 тыс. Остальные 309 тыс. ДТП, по мнению специалистов РСА, будут заявлены потерпевшими позже. Оценка выплат по таким ДТП составит 5,9 млрд. рублей. При этом отмечается, что ДТП по второму полугодию 2003 года не приняты во внимание, поскольку все страховые случаи, произошедшие в этот период, уже заявлены. Приведенная оценка выплат по произошедшим, но не заявленным убыткам является «пессимистической». По мнению экспертов РСА, реально потерпевшими будет дополнительно заявлена не вся сумма, а «вероятнее всего, только ее половина - 2,9 млрд. рублей» – «оптимистическая» оценка.

Таким методом подсчитан суммарный объем выплат, который по «оптимистическому» сценарию составит 13 млрд. рублей, а по «пессимистическому» - 15,6 млрд. рублей.

Далее эксперты РСА отмечают, что «статистика заключения договоров показала, что, средняя дата начала действия договоров ОСАГО - 1 января 2004 года, следовательно, договоры действовали в среднем полгода». Поэтому окончательные величины убытков будут вдвое больше: соответственно, 26 млрд. рублей и 31,2 млрд. рублей для «оптимистического» и «пессимистического» сценариев.

Наконец, учитывая, что на страховые выплаты предназначено 77% страховой премии, специалисты РСА уменьшили расчетную базу собранной премии на 23% до величины 37,1 млрд. рублей.

Таким образом, делением совокупных скорректированных по методике РСА убытков на величину нетто-премии и был получен искомый интервал значений убыточности от 70% до 84%.

http://www.in-sure.ru/ru/basic/lenta/news/doc26927.html

05 окт 2004, 10:08

18,9 тыс. рублей? Это целых 650 долларов — у нас полстраны ездит на авто, которые можно за такие деньги купить.

не согласен, сплошь и рядом машины, у которых только стоимость оптики переплюнет эту сумму.
по данным ГИБДД в первом полугодии 2004 года произошло 757,2 тыс. ДТП, из них 83,8 тыс. с нанесением телесного ущерба). Количество страховых случаев, произошедших и заявленных потерпевшими страховым компаниям за этот период - 448,2 тыс. Остальные 309 тыс. ДТП

не учтено, что если водитель нетрезв, то страховая компания умывает руки, а известно что большинство самых серьезных аварий происходит когда водитель пьян. Можно также добавить случаи когда автомобиль - виновник ДТП числился в угоне.

05 окт 2004, 10:33

Fahrusha
что если водитель нетрезв, то страховая компания умывает руки

Никто руки не умывает, Страховая платит как всегда, только потом виновника начинает доить, мол нехорошо ездить пьяным, но поскольку ВЫ наш клиент, для Вас любой каприз, за Ваши деньги. И выставляет ему сумму, сам занимался вполне успешно.