ОСАГО подорожает. Требование ФАС перекладывает издержки автострахования на автовладельцев

28 сен 2006, 09:42

Министерство финансов России повторно внесло на рассмотрение в правительство доработанные поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), включая предложение о применении принципа "новое за старое" при определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП. Изначально это предложение было высказано Федеральной антимонопольной службой.

По мнению страховщиков, применение схемы на деле обязательно приведет к росту убыточности страховых компаний, так как резко возрастет размер страховых выплат. Единственным выходом останется увеличение тарифов по ОСАГО пропорционально увеличению уровня убыточности, так как в действующих тарифах оплата таких расходов не учтена. По мнению участников рынка, тарифы придется повысить не менее чем на 30%, что совершенно не обрадует автовладельцев.

Справка
Принцип "новое за старое" предполагает возмещение ущерба без учета износа деталей пострадавшего автомобиля.
Сейчас владелец поддержанной машины получает значительно меньшую страховую компенсацию, чем хозяин нового автомобиля с аналогичными повреждениями.
В случае принятия предложения страховщикам ОСАГО придется возмещать стоимость новых запчастей, даже если машина находится в эксплуатации далеко уже не первый год.


В Минфине с повышением тарифов согласны. "Такое нововведение повысит уровень расходов страховщиков и в перспективе может сделать актуальным вопрос о пересмотре тарифов по ОСАГО", - считает директор департамента финансовой политики министерства Алексей Саватюгин.

Против инициативы ФАС выступают страховщики. По их мнению, страхователь будет получать необоснованную выгоду за счет страховщика, а введение указанных изменений приведет к резкому повышению убыточности ОСАГО. «Для внесения поправок необходимо просчитать экономические последствия выплат без учета износа деталей транспортного средства и понять, выдержит ли эти последствия нынешний тариф по ОСАГО», - считает заместитель генерального директора страховой компании «Россия» Игорь Фатьянов.

Увеличение страховых тарифов вовсе не является единственным выходом в этой ситуации. «Можно, например, ввести дополнительную франшизу (собственное участие в убытке клиента), что позволит сохранить страховые тарифы. Но в целом если увеличивается страховое покрытие, то увеличивается его стоимость при сохранении убыточности. Либо требуется сокращение страхового покрытия в другом виде», - рассуждает заместитель начальника управления автострахования группы "АльфаСтрахование" Денис Макаров.

Член правления страховой группы "КапиталЪ" Дмитрий Боткин надеется, что внесенные Минфином поправки получат в правительстве отрицательное заключение. «Причина в том, что прежде необходимо изменить существующий в нашей стране подход к определению размера убытков, причиненных повреждением имущества", - объясняет он.

«Новое за старое» приведет к росту числа мошенничеств.

"В массовом порядке будут биться старые «Жигули», которые стоят 500 долларов, а страховщик вынужден будет выплачивать стоимость нового автомобиля», - уверен начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов. "Найдется немало желающих обновить свой автомобиль за счет страховой компании», - прогнозирует Дмитрий Боткин.

По мнению Владимира Козлова, вопрос с износом должен решаться на уровне законодательно утвержденной методики оценки ущерба, причиненного транспортному средству. Есть и другой вариант -новые автомобили со сроком эксплуатации 2-3 года и небольшим пробегом должны возмещаться без учета износа, а автомобили прошлого века следует оценивать согласно их реальной стоимости.

Пока ясно лишь одно - страховщики будут выступать против одностороннего введения данных поправок без пересмотра тарифов по ОСАГО, так как в случае принятия предложения Минфина альтернативой роста тарифов может стать массовый уход страховщиков с рынка ОСАГО.

27.09.2006 / Марина Кадыкова
Материал опубликован в "Газете" №176 от 28.09.2006г.