К вопросу о бензине и свечах зажигания!!

05 апр 2006, 18:37

Многие до сих пор путают детонацию со стуком в приводе клапанов. Это происходит от незнания многих процессов происходящих в ДВС. Большинство не представляет что такое октановое число (ОЧ) бензина.
Итак ОЧ автомобильных бензинов. Что это такое, каким оно бывает и как это "переводится" на понятный рядовому автомобилисту язык. Если использовать "сухую" формулировку, то ОЧ - это единица обозначающая детонационную стойкость используемого топлива. Для определения ОЧ бензина принято использовать два метода: моторный и исследовательский. ОЧ бензина определяемое моторным методом обозначают индексом "А", соответственно ОЧ исследовательского метода обозначают индексом "Аи".
1. Моторный. Для этого метода используется специальный одноцилиндровый двигатель с головкой цилиндра специальной конструкции, позволяющей изменять на ходу степень сжатия. Испытуемое топливо наливают в двигатель и во время работы доводят степень сжатия до тех пор пока не начнется детонация. По таблицам смотрят значения и определяют марку топлива.
2. Исследовательский. Метод заключается в исследовании топлива по отношению к эталонному. В качестве эталонов для определения октанового числа используют два углеводорода, один из которых - изооктан - обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой - н-гептан - наоборот. Октановое число изооктана принято считать равным 100, а н-гептана - равным нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с октановым числом, равным 92 - это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание "девяносто второго".
Для определения октанового числа применяют одноцилиндровый двигатель, с изменяемой степенью сжатия. В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина.
Моторный метод отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя - выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число всегда меньше исследовательского.
Теперь немного о стандартах, в России (СНГ) - А-76 нормируется по моторному методу (на него ОЧ по исследовательскому не нормируется), а высокооктановые сорта АИ-95 и АИ-98 - по исследовательскому! Таким образом, если, к примеру, брать ОЧ по моторному методу того же 92-го и 95-го, то вы получите цифру 85 в обоих случаях (по ГОСТ 2084-77).
Детонацией называется неконтролируемое сгорание с очень высокой скоростью. Как она возникает. После зажигания искрой свечи рабочей смеси в камере сгорания фронт пламени распространяется от электродов свечи до самых отдаленных точек цилиндра. Этот процесс происходит со скоростью примерно 30-40м/сек. Это называется Нормальным сгоранием. Скорость этого процесса зависит от температуры и давления рабочей смеси, типа топлива, состава смеси. Часть смеси, сгорающей первой в камере сгорания вблизи свечи, расширяется, образуя как бы огневой диск или сферу, при повышенной температуре и сжимает остаток еще не сгоревшей смеси. По этой причине температура и давление несгоревшей смеси постоянно увеличивается, и сама эта смесь оттесняется в места, отдаленные от свечи. Если давление и температура в оставшейся несгоревшей смеси приблизят скорость распространения фронта пламени к скорости звука, то произойдет мгновенное воспламенение всей оставшейся массы, что вызовет резкий скачок температуры и давления. Своего рода микро взрыв. Такой тип сгорания называется детонационным, проявляющимся в виде характерного постукивания. Скорости при детонации достигают 3-4км/сек, т.е. превышают нормальное сгорание в 100 раз! Если это явление продолжается некоторое время, то это приводит к повреждениям поршня, головки цилиндра, прокладки. Перегреваются свечи и даже после выключения зажигания двигатель продолжает работать, это называется самопроизвольным воспламенением (калильным зажиганием). Определить детонацию не сложно, это характерные постукивания высокой частоты с явно выраженными резкими звуками, называемыми в народе стуком клапанов или пальцев поршня. Хотя клапана тут не при чем.

06 апр 2006, 00:29

Тим - источник бы указал...

Re: К вопросу о бензине и свечах зажигания!!

06 апр 2006, 09:17

Hi
Тим писал(а): Если это явление продолжается некоторое время, то это приводит к повреждениям поршня, головки цилиндра, прокладки. Перегреваются свечи и даже после выключения зажигания двигатель продолжает работать, это называется самопроизвольным воспламенением (калильным зажиганием). Определить детонацию не сложно, это характерные постукивания высокой частоты с явно выраженными резкими звуками, называемыми в народе стуком клапанов или пальцев поршня. Хотя клапана тут не при чем.

Тут авторы весьма и весьма лукавят :) Не думаю что они этго не знают ...
1. Для калильного зажигания совсем не обязательна детонация :) наглядный пример ЗМЗшная продукция (старая). на ГАЗ21 детонация быть не может в принципе :) он дефорсирован донельзя, а вот калильное зажигание связанное с перегревом норма жизни.
2. Раньше признаком нормальной регулировки зажигания являлась небольшая детонация на переходных режимах(перегазовка). Современные двигатели использую датчик детонации, а он как следует из названия будет срабатывать только при детонациях :) Т.е. получается, что небольшие кратковременные детонации это норма жизни :)
3. Детонации возникают при переходных режимах работы, если их исключить, то можно савершенно спокойно вместо 95 заливать 76 :) Можно конечно и на керосине .. но это жестоко :)

А если к 76 дополнительно добавлять газ .. на слух детонаций не возникает :) правдо нужно с настройками мудрить :) (я так некоторое время ездил).

P.S. Правдо стоит отметить.. что на детонацию сильно влияет температура двигателя. Т.е. на холодном двигателе детонации меньше. Но на низкооктановом топливе двигатель греется сильнее..
Это все опытные данные :)

06 апр 2006, 11:12

Сомневающийся писал(а):1. Для калильного зажигания совсем не обязательна детонация наглядный пример ЗМЗшная продукция (старая). на ГАЗ21 детонация быть не может в принципе он дефорсирован донельзя, а вот калильное зажигание связанное с перегревом норма жизни.

Сомневающийся писал(а):P.S. Правдо стоит отметить.. что на детонацию сильно влияет температура двигателя. Т.е. на холодном двигателе детонации меньше. Но на низкооктановом топливе двигатель греется сильнее..

Ты почти ответил на свой вопрос про ЗМЗ дело в том что калильное зажигание возникает от воспламенения смеси от перегрева двигателя, и очень сильно на это влияют свечи подобранные не по калильному числу, а также сильно загаженные нагаром.
Сомневающийся писал(а):2. Раньше признаком нормальной регулировки зажигания являлась небольшая детонация на переходных режимах(перегазовка).

Не допонял а причем тут перегазовка? Что это такое в твоем понимании?
На старых системах зажигания стоял банальное центробежное устройство регулировки опережения зажигания в зависимости от оборотов, а теперь стоит датчик детонации, и детонация не допустима на любом двигателе.

06 апр 2006, 11:21

Hi
Тим писал(а): На старых системах зажигания стоял банальное центробежное устройство регулировки опережения зажигания в зависимости от оборотов, а теперь стоит датчик детонации, и детонация не допустима на любом двигателе.

Центробежный регулятор так или иначе есть на всех моторах и на новых и на старых (нету на ряде 2Т моторов .. бензопилы, мотокультиваторы ...). И центробежный регулятор на переходные режимы мало влияет (он достаточно инерционный).

На счет перегозовки и перегрузки.
Если у тебя бензиновый мотор, залей в бак 76 и заведись ... дай мотору прогреться. Детонаций не будет. Теперь резко нажми на газ ... двигатель зазвенит :) если плавно добавлять то не застучит. Или, если коробка, неспеша разгонись до 40 и переключись на пятую и плавно добавляй газу ... может застучать :)

На счет допустимости детнонации я писал выше и написал по чему :)
к сведению датчик тетонации по сути дела является пъезо элементом, "вырабатывающим электричество" при деформации (которая возникает именно при детонации). Ну по крайней мере так было раньше :) если я отстал от жизни ... то просвети :)

07 апр 2006, 11:48

TDA
Датчик детонации в идеале должен регистрировать детонацию только при неотсроеной программе Угла опережения зажигания. При регистрации детонации комп упоздняет зажигание на этом режиме. Дальше все зависит от программного обеспечения. Например у Субару программа может так и остаться с запоздненым зажиганием вплоть до принудительного обнуления.Есть варианты когда после нескольких циклов программа сама возвращается в исходное состояние.
В остальное время датчик регистрирует просто механический шум двигателя.После 5000-6000 оборотов этот шум делает невозможным выделение детонации и датчик исключается из работы.

07 апр 2006, 12:29

Hi
Olegsly писал(а):TDA
Датчик детонации в идеале должен регистрировать детонацию только при неотсроеной программе Угла опережения зажигания.

Не уверен, но что то подсказывает мне что Ты малость не прав ..

Берем простой двигатель с простой схемой зажигания. Фиксируем положение дроссельной заслонки, начинаем менять угол зажигания, делаем его по раньше ... Обороты начинают расти. Потом при какомто угле перестают расти. Т.е. на данном режиме этот угол оптимальный, так ? Отлично :) Заливаем бензин с меньшим октановым числом делаем тоже самое и получаем еще одно значение угла, тоже самое делаем для более высокоактанового бензина.
Таким образом имеет 3 угла. Как я понимаю они будут разные. Для для "хорошего" топлива он будет больше образцового для "плохого" меньше.
По идее датчик детонации это единственный датчик, основываясь на показаних которого Мы можем судить о "качестве" топлива...
Значит по идее контроллер с некоторой переодичностью должен контролировать качество топлива и делать соответствующие выводы ... (в идеале). Т.е. во время этих тестов необходимо добиваться детонации для того чтобы скорректировать зажигание ...
Так как если этого не делать, то при попадании в двигатель 76 бензина приведет к тому, что чтобы мы в последствии в него не заливали 92, 95, 98, .... он все равно будет работать с углом для 76. Т.е. расходывать бОльше топлива чем может :)

07 апр 2006, 12:39

Olegsly писал(а):Датчик детонации в идеале должен регистрировать детонацию только при неотсроеной программе Угла опережения зажигания. При регистрации детонации комп упоздняет зажигание на этом режиме.

Датчик - тупой микрофон, выделением детонации занимается уже сам компутер. По результатам многочасовй еб.. испытаний и настроек можно сказать что после 3-4 тыс детонации просто нет, но этот датчик реагирует на посторонник шумы. Так, достаточно поймать яму что-бы эта дрянь уивдела неплохую детонацию и соответственно сдвинула зажигаение. Такой-же эффект даёт болтающееся что-нибудь, что вызывает стук, особенно на блоке.

07 апр 2006, 12:56

TDA
Про перегазовку понял, вначале думал что это такие телодвижения при переключении передач на коробке без синхронизаторов :wink:
И всетаки зачем нужна детонация в двигателе?? Измерять качество топлива?? А не проще настроить датчик детонации на частоты около порога когда возникает детонация, и вся любов титьки набок :wink:

07 апр 2006, 13:02

Hi
Тим писал(а):TDA
Про перегазовку понял, вначале думал что это такие телодвижения при переключении передач на коробке без синхронизаторов :wink:
И всетаки зачем нужна детонация в двигателе?? Измерять качество топлива?? А не проще настроить датчик детонации на частоты около порога когда возникает детонация, и вся любов титьки набок :wink:

Я не уверен, что это возможно. А почитать негде :(

07 апр 2006, 14:01

Детонация в моторе ненужна совсем. Нормальный производитель выпускает на рынок машину с заранее толком отстроеной системой управления. Датчик детонации нужен для компенсации отклонений в качестве топлива. Отскок УОЗ достаточно ограничен и порой его просто не хватает,поэтому на говняном бензе детонацию всеравно слышно.
На европейских авто часто стоит переключатель октанового числа.Это позволяет просто сменить таблицу настроек. Выставить УОЗ больше чем забит в таблицу комп не может. Другое дело что это могут сделать шаловливые ручки сдвинувшие трамблер.

07 апр 2006, 19:39

TDA писал(а):Я не уверен, что это возможно. А почитать негде

Если ты про настройку датчика то тут все дело в напряжении который выдает пьезо елимент, а порог определить проще простого вольтметром. Сложного ничего нет иной раз сам в этой роли выступаешь когда детонацию на слух слышно, какова реакция нормального водителя сбросить газ, т.е. обороты вот и вся регулировка с помощью правой ноги и уха.

08 апр 2006, 23:42

кому интересно почитайте здесьhttp://chiptuner.ru/download/docs/theory.rar
Может перестанете ерунду писать.