Поднятая старина.

22 апр 2014, 00:54

А что это?! «Кадиллак»? «Мерседес»? – молодой выпускник автодорожного техникума с восхищением разглядывал фотографии чёрного, сверкающего хромом автомобиля марки «ЗИМ», выпуск которого начался в СССР в далёком 1950 году и закончился десятью годами позже.
- Вот это линкор! – не унимался юноша. Неужели советский? Быть такого не может! Странно… Отец говорит, что при Советах ничего хорошего у нас в стране не производили…
Я, вспоминая себя двадцатилетнего, снисходительно улыбался, глядя на новоиспечённого специалиста Костика, сосредоточенно изучающего снимки великого автомобиля великой страны. Возможно, именно в такие минуты в человеке рождается высокое чувство любви к своему отечеству и уважение к его истории.
- Дядь Лёш, я такой же хочу! А что для этого надо?
Вопрос Костика откровенно поставил меня в тупик.
- Да откуда же я знаю? Для начала необходимо собрать как можно больше сведений об этом автомобиле. А с эти у тебя, по-видимому, проблема… Вот, например, знаешь ли ты, что у этого ЗИМа на фотографии, стоит полуавтоматическая коробка передач и что знаменитая на весь мир автоматическая коробка передач – русское изобретение? Ездили на таких машинах партийные боссы, известные учёные, писатели. Этот ЗИМ принадлежал писателю Михаилу Шолохову. Его подарил клубу-музею «Авторетро» офицер Роман Хачко. Статья была по этому поводу в «Тихоокеанской звезде».*
- Как Шолохову?! Тому Шолохову, который «Поднятую целину» написал? Лауреату Нобелевской премии? – Удивлению Кости не было предела. – Дядь Лёш, а можете подарить мне эти фотографии. Я их у себя в комнате над компьютерным столом прикреплю. Постарше стану, обязательно найду такой же автомобиль, и если он будет не на ходу, все силы приложу для его восстановления. Я как-то заходил в Интернете на сайт любителей автостарины. ЗИМ я, правда, у них не видел, но делают они машины не хуже чем в «Авторетро».
Памятна встреча с поэтом Юрием Зуевым посвятившему делу сохранения раритетных автомобилей не один год жизни. Поэт рассказывает: «ЗИМ писателя прибыл в «Авторетро» в весьма изношенном состоянии и, не смотря на солидный возраст и опасность в любую минуту встать и больше никогда не завестись, принял участие в одном из первых автопробегов клуба по хабаровским улицам. Видимо, сказалась шолоховская закалка» - шутит Зуев и продолжает: «Признаюсь, ехать на этом ЗИМе было поначалу страшновато. Автомобиль тянуло на «встречку», но с Божьей помощью, приноровился я к нему довольно быстро. Пробег прошёл без происшествий и тут же встал вопрос о реставрации автоветерана. Работа была проделана колоссальная. Кузов ЗИМа был основательно изъеден коррозией. Руины по сути… Только на ходу. А поднять автомобиль из руин – задача довольно сложная. Справились… Сейчас машину не узнать. Знаю, что Шолохов ездил на этом ЗИМе только на официальные мероприятия. Не уважал Михаил Александрович официоз. ГАЗ-69 или полуторка – вот его любимая техника. Тем более хобби у Шолохова, а конкретней, охота и рыбалка, как-то не подразумевало выезды на представительском авто. Сложно представить ЗИМ преодолевающий таёжное бездорожье. А у нас в «Авторетро» такие экстремальные условия тем более не предусмотрены. Сохраним память о писателе в лучшем виде».
Несомненно, хочется верить в то, что автомобиль Шолохова ещё много лет будет радовать хабаровчан изяществом и благородством форм до момента постановки на вечную консервацию – мера необходимая для полного сохранения автораритета.
Вообще исторический автопарк Хабаровска – тема не одной статьи. Помнится, в конце 80-х, по городу ездил серебристый «Роллс-Ройс» 20-х годов. Ездил, правда, не долго. Доблестные сотрудники известного ведомства, культурно намекнули хозяину, что нехорошо советскому человеку передвигаться на таком автомобиле и в добровольно-принудительном порядке «Роллс-Ройс» пришлось поменять на новую «Волгу». Но это уже совсем другая история…
Хабаровск.
31 мая – 9 июля 2008 г.