Фото: SHOCK
Драг-рэйсинг
Кто бы мог подумать, что драг-рэйсингу уже больше 50 лет?! Между тем этот вид спорта имеет свою богатую историю.

Американцы начали гоняться на четверть мили по прямой еще в 30-е годы прошлого века. Тогда на дне высохших озер в Калифорнии собирались компании, которые испытывали себя и машины, разгоняясь до максимальной скорости. Там и был пройден первый барьер в 160 км/ч. Там же формировались первые понятия и правила соревнований.

Официально международная ассоциация драг-рэйсинга (NHRA) была основана в 1951 году простым американцем, заядлым гонщиком Уолли Парксом. Кстати, он до сих пор жив и недавно отметил юбилей – 90 лет (!). Уже 3 года спустя после создания ассоциации была проведена первая официальная гонка.  Заезды проходили на общественной парковке в Помоне (штат Калифорния). На сегодняшний день NHRA -  крупнейшая в мире автоспортивная организация, под флагами которой собралось 85 тысяч только официальных  членов и 32 тысячи лицензированных участников. В их распоряжении 144 стадиона по всему миру, где проводится 4 тысячи соревнований.

Причем пропорционально увеличению количеству увлеченных драг-рэйсингом людей, растет и скорость. Так, барьер в 400 км/ч пал в 1984 году, отметка в 432 км/ч сдалась в 1986, 464 км/ч - в 1989, а магические 300 миль в час (480 км/ч) покорились Кенни Бернштейну 20 марта 1992 года. Семь лет спустя Тони Шумахер в Фениксе был первым, кто преодолел рубеж в 528 км/ч. Космическая скорость!

Принято считать, что в России драг-рэйсинг обрел популярность после выхода на экраны фильма "Форсаж". Однако парные заезды проходили у нас гораздо раньше. Так, первые «японки», которые стали появляться в конце 80-х на Дальнем Востоке, пускай и на примитивном уровне, но выясняли отношения между собой.

На Дальнем Востоке официальные чемпионаты краевого и регионального уровней проводились всего три сезона. За этот короткий период появились сотни гонщиков и «заряженных» автомобилей. Более того – в Хабаровске успел «вырасти» чемпиона Дальнего Востока – Антон Лунёв. Но затем начались «непонятки» с руководством 11 армии ВВС ПВО. Именно этим военным принадлежит аэродром в п.Калинка, на взлетной полосе которого и проводились заезды. И хотя авиаполк в Калинке давно расформирован, а «взлетка» уже густо заросла травой, военные отказали «рэйсерам» в проведении соревнований. Официальная формулировка отказа была просто абсурдной – мол своими колесами спортивные авто портят покрытие взлетно-посадочной полосы. В тоже время военные вовсю проводили на «бетонке» репетицию Парада Победы с использованием тяжелой бронетанковой техники.

Как бы там ни было – на этом драг-рэйсинг в Хабаровском крае закончился. Какое-то время энтузиасты пытались проводить гонки в Комсомольске-на-Амуре, шевелились Биробиджан и Благовещенск. Дольше всех (на один год) продержалось Приморье. Приморские рэйсеры даже успели победить в «первой драг-битве в центре России», которая прошла в Красноярске. Но затем начались похожие проблемы, что и в Хабаровске. Гонщикам запретили эксплуатировать «взлётку» на аэродроме Майхе в п.Штыково. По слухам кое-кто запросил слишком много денег за заветное «добро». Между тем, драг-рэйсинг занесен в официальный реестр технических видов спорта, а в Москве проводится чемпионат России, который лично посещает глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов.

На Дальнем Востоке чиновники к гонками должного интереса не проявили. Так что теперь «заряженные» «Скайлайны» и монстры «Эво» стоят на приколе. До лучших времен.

Фотографии - СтопКадр

Форум - Драг-Рэйсинг