Фото автора
Состязание на ЗИЛ-130
В Хабаровске, на территории учебно-курсового комбината автотранспорта прошел шестой конкурс профессионального мастерства среди автошкол Дальневосточного региона, проводимый под эгидой Дальневосточной ассоциации автомобильных школ (ДВААШ) при поддержке комитета по физической культуре и спорту правительства Хабаровского края и мэрии Хабаровска.

Раз в год мастера производственного обучения вождению и преподаватели автодела становятся не наставниками, а испытуемыми, на собственном опыте познавая каково быть в роли экзаменуемого.
Год от года статус и массовость этих соревнований, возрожденных с подачи директора учебно-курсового комбината и президента ДВААШ Анатолия Насырова неуклонно повышается. Вот и на этот раз был поставлен рекорд – шестьдесят участников из Приморского и Хабаровского краев, Сахалина и Амурской области, ЕАО вышли на старт в трех классах автомобилей: легковом, грузовом и автобусе. Как подметил главный судья соревнований, семикратный чемпион СССР по автомногоборью Алексей Вольф, уже перекрыт уровень по массовости советских времен, когда подобные конкурсы профмастерства проходили регулярно. Нынешние соревнования даже не уложились в световой день, и награждение участников пришлось проводить уже в сумерках.

А весь день участники посвятили напряженной борьбе в трех видах программы, которые включает в себя конкурс: знание Правил дорожного движения, устранение технической неисправности и фигурное вождение.

Первый конкурс это решен е стандартного экзаменационного билета как на экзаменах в ГАИ. Стоит отметить, что в данном конкурсе намечается очевидный прогресс среди участвующих. Если раньше, условно говоря, экзамен сдавали (то есть отвечали как минимум на 18 вопросов из 20) 20-25% участников, то теперь эта цифра уже достигла 50% и еще значительная часть дает 17-16 правильных ответов. Таким образом, польза от конкурса очевидна, водители стали чаще обращаться к Правилам дорожного движения. Победителем в этой номинации стал представитель Хабаровского учебного комбината Юрий Зуев, затративший на решение билета всего одну с половиной минуты. Его почин поддержали товарищи по работе Владимир Плетин и Станислав Мелихов, занявшие соответственно второе и третье места.

Конкурс «устранение неисправности» для водителей легкового автомобиля включал в себя замену колеса по всем правилам, а для участников грузового и автобусного зачета замену катушки зажигания. Здесь главное не суетиться и все выполнять четко, но быстро, так, чтобы не разлетались в разные стороны гайки и не падали под машину ключи. Тем не менее, такие проколы у многих участников были, и они теряли лишние секунды. В итоге быстрее всех катушку зажигания поменяли Валерий Назаров и Станислав Мелихов в своих зачетах, а запасное колесо лучше всех меняет Виталий Михайлов. На это у него уходит всего 2 минуты и 18 секунд, конечно не формула 1, но и «Волга» не спортивный болид, и работает наш участник один, а не в команде.

Но все же главным конкурсом является фигурное вождение. Именно здесь проявляется все мастерство водителя, его психологическая устойчивость и навыки маневрирования в сложных условиях. Требуется проехать всю трассу на время и по ходу выполнить ряд упражнений, таких как проезд колеи, заезд в бокс, змейка, звезд на стоянку и других, требующих от водителя точности, хорошего глазомера и опыта.

С автобусами ДЭУ лучше всех справился Александр Сазонов, представитель Хабаровского учебного пункта. Показав время в конце первой десятки, он, тем не менее, проехал трассу очень чисто, набрав всего 30 штрафных очков, в отличие от «гонщиков» заставлявших гореть сцепление у несчастного корейца и хватавших по 200-300 баллов штрафа. Второе место у Станислава Мелихова и третье у Сергея Сизова.

В классе ЗИЛ-130 на сегодняшний день практически нет конкурентов у мастера производственного обучения вождению учебного комбината Геннадия Суслова. Многократный победитель соревнований и на этот раз не позволил усомниться в своей победе, набрав минимум штрафных баллов и показав хорошее время, он по праву был лучшим, опередив Юрия Рощина и Романа Тимофеева.

Водители «Волги» показывали естественно самые быстрые времена на круге и их заезды стали наиболее зрелищными. Пусть не самым быстрым, но самым точным и психологически устойчивым в этот день оказался комсомольчанин Борис Власов, представитель компании «Такси Карина». Всего 30 штрафных очков он набрал в заезде и при хорошем времени вышел в победители, опередив Владимира Плетина всю дистанцию прошедшего без заминки, но «срезавшегося» на последнем упражнении «пеньки» и разом получившего 60 баллов штрафа. Третьим стал Константин Шевцов.

После окончательного подсчета очков за все три номинации, места в классах разделились следующим образом: в зачете автобусов первым стал Александр Сазонов (учебный пункт, г. Хабаровск), второй Станислав Мелихов (ХКУКК АТ), третий Сергей Сизов (учебный пункт, г. Хабаровск); в классе ЗИЛ-130 первое место у Геннадия Суслова (ХКУКК АТ), второе у Романа Тимофеева (учебный пункт, г. Хабаровск), третье у Константина Кукушкина (филиал ХКУКК АТ в ЕАО); в классе легковых автомобилей первенствовал Виталий Михайлов (филиал ХКУКК АТ в ЕАО), за ним Владимир Плетин (ХКУКК АТ №1) и замкнул тройку призеров Константин Шевцов (ХКУКК АТ №2).

Фото автора
Команда победителей
Одним из самых почетных является командный зачет, в нем безраздельно властвует коллектив Хабаровского краевого учебно-курсового комбината автомобильного транспорта. Кубок за первое место получила команда №1 в составе Г.Суслова, Ю.Зуева и В.Плетина. На втором месте команда №2 этого же учреждения и на третьем филиал УКК в Биробиджане.

Конкурс показал, что уровень мастеров автошкол год от года повышается и как того требует сегодня текущий момент выживают и остаются у дел лучшие коллективы. Это не маловажно с учетом складывающейся дорожной обстановки и требований президента страны о повышении качества обучения в автошколах, как одной из составляющей безопасности на дорогах. Конечно, еще есть куда стремиться нашим автошколам, над чем поработать, но они взяли правильный курс, а конкурс профмастерства в этом большое подспорье.