Лесные просёлки заключительного этапа чемпионата всегда были и остаются суровым испытанием для гонщиков и машин. Основным местом действия этой гонки стали быстрые и узкие дороги заповедника Хехцир, где особенно важны надежность техники, регулировки подвески и чёткое, безошибочное управление.

Старт раллиСложные дорожные условия — грязь, камни, гребёнка, и колеи ограничивали максимальную скорость движения. Тем не менее, на нескольких прямых отрезках водителям предоставлялся шанс разогнать свои автомобили на столько быстро, насколько хватало смелости и мощности мотора. Не стоило сомневаться, что дополнительные сложности экипажам доставит погода. За два дня до гонки выпал снег, ненастье застало гонщиков врасплох — лишь немногие из них располагали шиповаными покрышками. Спасти положение могло только отсутствие мороза, что привело бы к таянью снега. Тем не менее, даже при этом условии оставалось опасность образования ледяной наледи на тенистых участка трассы в лесу.

Украинец-ЯдовИменно по этой причине в 2001 году Егор Украинец, увлекшись скоростью и потеряв бдительность, эффектно уложил свою Subaru Impreza на крышу. Однако вовсе не он являлся главным неудачником этих непредсказуемых дорог, а Максим Наумец. Три из четырёх попыток покорения этой сложнейшей трассы закончились для него авариями. В этом сезоне они оба претендовали на чемпионский титул полноприводного класса «N4», лидерство в котором после четырёх прошедших этапов удерживал Александр Новиков. Для сохранения своей позиции уссурийскому гонщику достаточно было финишировать не ниже пятого места. В этом случае ему удалось бы повторить успех 1998 года, когда победа в чемпионате принесла ему звание мастера спорта.

В малолитражном классе «А6», имя победителя чемпионата Дальнего Востока было известно за долго до гонки. Как бы не сложилось последнее в этом году состязание для хабаровчанина Эдуарда Антипова, того запаса очков, что были в его активе, после четырёх этапов было достаточно для завоевания первого в его карьере титула. Главной интригой этого зачёта должна была стать борьба за второе место. На него претендовали Александр Кнорозов и Андрей Ядов.

Класс "N4"

EVO

Заключительная разведка дорог, сделанная в ночь перед гонкой, показала, что снег тает, не успевая утрамбоваться. По этому утром следующего дня на старт гонки практически все, без исключения, экипажи выехали на узких грязевых покрышках. Этот выбор был продиктован состоянием дорог, которые за два дня непрерывных осадков стали очень скользкими. На некоторых участках дорожное покрытие под воздействием влаги напоминало пластилин, и особый рисунок протектора шин предотвращал налипание этой смеси на поверхность колеса.

Первые три спецучастка ралли в некотором роде были разминочные. На быстром и достаточно гладком грунте спецучастков «Ровное» и «Петропавловка» не было равных Максиму Наумцу. Отличное сцепление колес его Mitsubishi Lancer EVO VI c дорогой вызвало у него бурю положительных эмоций. «Машина стоит как вкопанная. Создавалось ощущение, что она скорее перевернётся, чем соскользнёт с дороги. По сравнению с гонкой летом, на Петропавловке мы были быстрее на целую минуту. В основном это произошло за счёт верно подобранных шин. Мне только оставалось утопить педаль газа в пол» — сказал Максим после финиша. По итогам трёх скоростных отрезков Наумец на семнадцать секунд опередил Егора Украинца и более чем на тридцать секунд Александра Гамаюнова. Значительное отставание на первых стадиях гонки они списали на свои Subaru, которые по их словам находились в неоптимальной для этих условий комплектации.

Александр Новиков

Лидер чемпионата Александр Новиков остался далеко позади лидирующих экипажей, что в прочем полностью укладывалось в его тактический план на гонку. «Нам бы совсем не хотелось потерять титул, находясь от него в одном шаге. По этому ждать от нас сумасшедших скоростей не стоит. В случае необходимости мы прибавим. Пока же, исходя из ситуации в таблице, этого делать не надо».

 

М.НаумецСледующие шесть спецучастков ралли проходили по двум лесным дорогам, состояние дорожного полотна которых не вызывало сомнений в том, что здесь будут и проколы колёс, и сломанные амортизаторы, и аварии. 4 и 5 СУ «Соха» Наумец проехал с лучшим временем. Заканчивать 5 СУ ему выпало на спущенном колесе. Тем не менее, он не дал своим соперникам обойти себя, продолжая более чем уверенно возглавлять таблицу результатов класса «N4». Шедший на второй позиции Егор Украинец не нашел реальных возможностей поднять свой темп и больше был озабочен плохой управляемостью своей Subaru Impreza. Установленные на его машине «грязевые» покрышки быстро приходили в негодность, а более широкие грунтовые хоть и не были столь сильно подвержены износу, но хуже держали дорогу. Алексаедр Гамаюнов, так же не подходил на роль соперника Наумцу. Превзойти лидера в скорости ему мешала естественная в столь сложных дорожных условиях осторожность и постоянные напоминания его штурмана о том, что побеждает в первую очередь тот, кто доедет до финиша. И в самом деле, позади осталось лишь половина дистанции гонки, причём не самая трудная, а ее уже покинули значительная часть экипажей.

Авария И.ДуловаПрактически уже на финише 5СУ «Соха» попал в тяжёлую аварию Илья Дулов. Его Subaru после подбоя задней подвески на гребенке оказалась за пределами дороги, после чего врезалась в стену бетонного гаража. Колоссальные перегрузки в момент столкновения с препятствием, привели к деформации ремней безопасности, которые под воздействием резко увеличившейся массы тела вытянулись в тонкие полоски. Впрочем, Дулов хоть и ударился головой о рулевое колесо, отделался лишь ушибами и синяками. Из развороченного силового агрегата хлынули моторные жидкости, их попадание на раскалённые детали вызвало возгорание. которое удалось потушить лишь силами нескольких огнетушителей.

Е.Украинец на трамплине СУ Хехцир

На 6СУ, впервые с начала гонки, лучшее время показал Александр Гамаюнов. Оба его главных соперника Наумец и Украинец не сговариваясь пробили покрышки в одном и том же месте. Отыграв у лидера двадцать семь секунд, Гамаюнов сократил своё отставание от Наумца до семнадцати секунд и переместился с третьей на вторую позицию. Сопутствовала ему удача и на повторном прохождении СУ «Соха». Всплеском активности этот успех можно было назвать с большой натяжкой. Выиграв 7СУ с преимуществом в одну секунду, Гамаюнов на 8 СУ проиграл его победителю, Наумцу, пять. По всему выходило, что Александр не собирается воспользоваться предоставленным ему ранее шансом. Прибавление в скорости повышало риск повреждения покрышек. Опять же, один автомобиль в команде «Александр ралли» уже списали на металлолом. Второй за гонку, стал бы уже непростительной роскошью.

Заключительный, девятый, спецучасток ралли должен был стать чистой формальностью. Отыграть двадцать одну секунду в очной схватке у Наумца не представлялось возможности. И тем не менее это случилось. Находясь в одном шаге от победы, Максим пробивает сразу два колеса. Гамаюнов показывает лучшее время и, опередив соперника на сорок шесть секунд, одерживает первую в сезоне победу. Следом за ним проскочил на второе место и его партнёр по команде Егор Украинец. Он опередил занявшего третье место Максима Наумца на семь секунд.

Чемпионский титул зачёта «N4» второй год подряд остался в семье Новиковых. Закончив дистанцию ралли на четвёртом месте Александр в очередной раз доказал аксиому ралли «Амурские зори» — тише едешь, дальше будешь.

1 Александр Гамаюнов - Юрий Головин
Subaru Impreza. Команда "Александр ралли Беркут"
 
2 Егор Украинец - Иван Высоцкий
Subaru Impreza. Команда Александр ралли Беркут"
+ 19сек
3 Максим Наумец - Валерий Макеев
Mitsubishi Lancer EVO. Команда БМТ "Приморье"
+ 26сек
4 Александр Новиков - Константин Данилочкин
Subaru Impreza. Команда БМТ "Приморье"
+ 2м 41сек
5 Геннадий Тен - Руслан Мельников
Mitsubishi Lancer EVO. Команда "Комплект ралли"
+ 2м 47сек

Победы на спецучастках:

  • Максим Наумец - 1СУ, 2СУ, 3СУ, 4СУ, 5 СУ, 8СУ
  • Александр Гамаюнов - 6СУ, 7СУ, 9СУ

Класс «А6»

Э. Антипов

Выходя на старт последней гонки сезона в роли победителя чемпионата, Эдуард Антипов мог быть совершенно спокойным за её исход. Оставалось только одно не законченное дело, а именно — победа в зачёте команд. Где, несмотря на лидерство БМТ «Приморье», у «Миф Хабаровск» всё ещё оставались шансы на победу по итогам сезона. Впрочем, актуальность этой интриги отпала сама собой довольно быстро. С трудом преодолев первый спецучасток гонки, Антипов сошёл из-за поломки электронного блока управления двигателем. Его партнёр по команде продержался не многим дольше. На втором скоростном отрезке потеря контроля над управлением стоила Дмитрию Матренину более чем двадцати секунд, которые он провёл в придорожном кювете. С утра первые три спецучастка подряд выиграл Андрей Ядов, которому, во чтобы то ни стало, хотелось выиграть хотя бы одну гонку чемпионата. Вторым, первую треть дистанции, закончил Алексей Новиков. Его отставание составило двенадцать секунд. Геннадий Буторин, в отличии от своего напарника, проиграл лидеру гораздо больше. Разрыв между первой и третьей позициями составил тридцать девять секунд.

На первых парах жёлто-белым явно подфартило. Побеждавший здесь год назад Геннадий Буторин, утром, в день гонки, почувствовал недомогание, что даже вынудило его просить у руководства команды больничный. Разумеется, вместо чая с малиной он получил строгий приказ — «бороться за победу». Но выполнить задание, по крайней мере, на 1 и 2 СУ был не в силах, упираясь в осевшую корму машины Мирошниченко, который в начале ралли стартовал перед ним. Не всё гладко складывалось и у Алексея Новикова. Под занавес сезона он пересел в машину, представляющею из себя гибрид двух Хонд. Эксперимент по скрещиванию «тайперовских» агрегатов с Honda Civic в кузове EG уменьшил вес машины на двести килограммов, улучшил управляемость и поднял динамику. Но всецело использовать «орудие возмездия» Новикову суждено не было. На 3СУ на его машине лопнул тормозной шланг заднего колеса. Заменить его было не чем и механики обойдясь заглушкой выпустили Новикова с тремя работающими тормозными колодками. «Тормоза придумали трусы» — отшучивался Алексей, прекрасно понимая, что теперь его ожидают сверхранние торможения и потери драгоценных секунд.

Геннадий БуторинНа четвёртом и пятом спецучастках неожиданно острая схватка разгорелась между Андреем Ядовым и Геннадием Буториным. На финише 4 СУ «Соха» бойцов разделила одна секунда. Лучшее время показал Буторин. Разозлённый столь наглой атакой, Ядов на следующем круге «Сохи» решил наказать неуступчивого соперника. Однако уязвленное самолюбие — не лучший советчик в таких делах. На 5 СУ, второй раз подряд, лучшее время показал Буторин, а лидер зачёта «А6» пробил колесо и остался позади него в двадцати двух секундах. «Не представляю, где это могло случится. Возможно после одного из трамплинов мы приземлились на острый камень,» — пожимал плечами Ядов после финиша. До конца ралли оставалось четыре спецучастка. Ядов лидировал, Буторин в семнадцати секундах позади.

На 6СУ «Хехцир», потеряв контроль над машиной, сошёл Алексей Новиков. Виной всему стало запоздалое торможение перед поворотом и резко ухудшившаяся после повреждения глушителя, связь со штурманом. «Рёв мотора на высоких оборотах был настолько громким, что я переставал слышать моего штурмана. В конце концов это привело к тому, что я завысил скорость вхождения в поворот», — сообщил Новиков, когда с большим опозданием выбравшись из кювета, наконец приехал в закрытый парк.

Теперь число претендентов на победу сократилось до двух. На шестом спецучастке, Ядов был быстрее Буторина на шесть секунд, доведя своё преимущество до двадцати трёх секунд. Между тем, на 7СУ лидера зачёта «А6» подстерегла очередная неудача — сломался рычаг передней подвески. Как ни старались механики «Шэлдс» отремонтировать машину своего гонщика во время, но выпустить Ядова из сервисной зоны они смогли на семь минут позже отведенного регламентом времени. Опоздание стоило ему одной минуты и десяти секунд штрафа. После чего зачёт «А6» возглавил Геннадий Буторин, на щеках которого к концу гонки появился заметный румянец, а от подавленного настроения и дрожи в руках не осталось и следа. За два спецучастка до завершения ралли он опережал Ядова на пятьдесят шесть секунд.

Андрей Ядов

«Всё или ничего» — наверно с такими мыслями выходил на старт заключительных отрезков дистанции Ядов. Финишный спурт на совершенно безумных скоростях был зрелищем эффектным, но совершенно бесполезным. На общий итог чемпионата, случись Ядову обойти Буторина, это ни как не влияло. И тем не менее, наперекор здравому смыслу, бело-голубые пошли «ва-банк». «Продубасив», не разбирая дороги оба СУ на одном дыхании, Ядов отыграл у Буторина тридцать шесть секунд. Будь у него в запасе ещё с десяток километров и возможно Ядову удалась бы обойти Буторина. На финише полной дистанции, соперников разделили двадцать секунд. Замкнул призовую тройку Алексей Медына. Для уссурийца этот подиум стал довольно неожиданным подарком. Под занавес гонки ему посчастливилось обойти Александра Кнорозова которого в конце дня настигли проблемы с техникой.

Чемпион класса «А6»

Эдуард Антипов, г.Хабаровск

Впервые, за всю историю дальневосточного ралли, в малолитражном классе победу в чемпионате одержал экипаж, выступающий на Honda Civic.

1 Геннадий Буторин - Артём Авдеев
Honda Civic. Команда БМТ "Приморье"
 
2 Андрей Ядов - Сергей Ефимов
Honda Civic. Команда "Шэлдс"
+ 20 сек
3 Алексей Медына - Олег Маклаков
Mitsubishi Mirage. Команда БМТ "Приморье"
+ 4м 26сек
4 Александр Кнорозов - Дмитрий Музыкантов
Toyota Sprinter. Команда "Комплект ралли"
+ 4м 36 сек
5 Сергей Салтанов - Александр Сингаевский
Toyota Corolla.
+ 7м 36 сек
6 Виктор Медведев - Дмитрий Назаров
Toyota Corolla.
+ 9м 24 сек

Победы на спецучастках:

  • Андрей Ядов - 1СУ, 2СУ,3СУ,6СУ,8СУ,9СУ
  • Геннадий Буторин - 4СУ, 5СУ, 7СУ

В статье использованы фотографии программы "Автопатруль" и сайта 27R.Ru

MAX Motorsport