Паром - Чудо рыба кит
Паром Ванино-Холмск
Задумывались когда-нибудь, каким образом на улицы Хабаровска попадают машины с кодом региона 65 (Сахалинская область)? Во время своего автопутешествия на остров на собственной шкуре пришлось узнать, как это хлопотно пересечь Татарский пролив.

Паромная переправа Ванино-Холмск работает с 1975 года. Правда за 30 лет уровень сервиса так и не поднялся L. Хотя цены весьма «кусаются». Чтобы избежать возможных проблем, мы забронировали места на пароме и проплатили все счета еще в Хабаровске. За это с нас, кстати, взяли 500 рублей и заверили, что все будет в ажуре.

Каково же было наше удивление, когда по приезду в Ванино работники порта прямым текстом сказали: «Ждите. Может быть уедите сегодня. Или завтра. Или послезавтра. Ваша бронь никого не интересует». Между Сахалином и материком курсирует 9 паромов. Какие-то из них используются только как грузовые, поэтому шанс остаться в Ванино надолго был велик. Удручающую картину дополняли десятки унылых людей, которые пытаясь сесть на паром, уже не первый день сидели на железнодорожном вокзале Ванино. Попытка выйти на начальника морских перевозок заранее была обречена на провал. Все паромы приписаны к Сахалинскому морскому пароходству и руководство сидело на ТОМ берегу. Ценой невероятных усилий и не без помощи местных друзей на паром мы таки сели.

Деньги

Теперь о ценах. Перевозка паромом легкового автомобиля длиной 3,5-4 метра в одну сторону стоит 3.000 рублей. Заезд на территорию порта - 500 рублей. Заезд на сам паром (официально это действо называется использование портового причала) – еще 500. То же самое при съезде на другом берегу: 500 за трап и 500 за то, что ты проедешь 30 метров по территории порта. Плюс каюта для двух человек (водитель и сопровождающий) – в районе 1.000 рэ + страховка. Итого: 6.000 рублей в одну сторону.

Дела бумажные

Перед заездом в порт – бумажная волокита, естественно. Обязательное посещение транспортной милиции. Большого интереса они, как правило, не проявляют. Для проформы проверяют техпаспорт и права. 
Коносамент. Такое слово я услышал впервые. Это основной документ на первозку авто. Ваши пропуск на материк. Или остров – в зависимости от того, куда вы едите.

Паром

Паром в Ванино-Холмск
ж\д погрузка
Он просто огромный. Со стороны кормы у него открывается «забрало». Сначала туда загоняются 2-3 железнодорожных состава, затем фуры. Кстати, дальнобойщики – любимые клиенты работников парома и порта. Они платят хорошие деньги, чтобы поскорее попасть на паром. В последнюю очередь загоняются легковые автомобили. 5-6 – не больше. После этого вы теряете доступ к своему авто и поднимаетесь на палубу. Места тут трех видов: сидячие и два класса кают. Одни каюты расположены на уровне трюмов. Очень душные и маленькие. Лучше взять подороже, но на верхней палубе – они проветриваются, да и попросторнее. На пароме есть душ, туалет, бар и видеосалон. Хотя большинство предпочитает просто ПИТЬ.
От Ванино до Холмска – 270 километров. При благоприятном раскладе паром преодолеет этот путь за 15 часов. Если заштормит, то можно «зависнуть» посреди Татарского пролива на несколько суток. Зато красота – дельфины, касатки и обалденный закат!

Зайчики

Как выяснилось позже, ажиотаж с билетами вызван специально. За счет этого работники транспортной милиции Ванино, кассиры на берегу и менеджеры парома имеют неплохую прибавку к зарплате. Банально перепродают билеты. Средняя стоимость билета – 800 рублей. «Задним числом» он обходится уже в 1.500. Учитывая, что команда парома непрерывно находится в море 5 месяцев, на берег они сходят с солидной заначкой.

И последнее. Всех вышеперечисленных проблем почему-то в Холмске нет. Может быть потому, что начальство рядом…