Image22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальным счетчиком. Лондонские извозчики назвали счетчик "таксиметр" - от французского "такс" - плата, и греческого "метрон" - измерение. С тех пор 22 марта считается всемирным днем рождения такси.

В России первое такси появилось в Москве, но гораздо позже Лондона. 25 июня 1925 года постановлением коммунхоза Моссовета в столице было открыто регулярное таксомоторное движение. Так что российские таксисты свой профессиональный праздник отмечают два раза в год.

В Хабаровске первые такси появились в 1948 году. Это были серийные "Победы". Тогда эта услуга стоила по-советски - 10 копеек за посадку, плюс еще по 10 копеек за каждый километр. Сегодня в нашем городе около 10 таксомоторных фирм. Но при этом услуги такси в дальневосточной столице одни из самых дорогих в России. Почему? Попробуем разобраться.

Все таксомоторные фирмы работают по двум схемам.
Схема первая. Таксист стоит на «пятаке» - возле гостиницы, ночного клуба или магазина. Подходит клиент, договариваются о цене, клиент уезжает. Следующий...
Удобно, но... Так как таксисты выстраиваются в живую очередь за клиентом, то, естественно, никто не повезет вас за «полтинник» (даже если ехать 100 метров). Таксист будет три часа стоять без дела, но дождется денежного клиента (или «дальнего» кто поедет далеко за приличную сумму). Почему? Ответ простой. Таксисту, если он работает на машине «фирмы», нужно сдать за смену в среднем 700 рублей. Независимо от того - были клиенты или нет. Все остальное - на бензин и себе в карман. Если же это частник или пришлый со стороны, то он тоже должен платить от 2 до 8 тысяч рублей в месяц. За право стоять на «пятаке». Отсюда и цена услуги. При этом найти незанятый «пятак» в Хабаровске практически нереально. Все "хлебные места" места в городе уже давно  поделены между теми, кто курирует этот бизнес.

Схема вторая. Несколько таксомоторных фирм Хабаровска вообще не стоят на «пятаках». Они работают только по вызову. Вы звоните диспетчеру, называете свой маршрут, диспетчер в свою очередь, называет вам ценник еще до приезда такси. Если вы согласны, такси приезжает к вам на дом. При этом за вызов деньги не берутся. Цену же выдает компьютерная программа, в которую уже занесены все затраты: расстояние от точки А до точки Б, расход топлива, зарплата водителя и прибыль фирмы. Таким образом, всем процессом рулит компьютер и диспетчер. Водитель устанавливать цену сам не в праве.

Есть и третья схема. Ее используют во многих российских городах: Якутск, Новосибирск, Барнаул. Там ЕДИНАЯ стоимость проезда в такси. Но эти города более компактные и расстояние от одной точки города до другой, в принципе одинаковое. В Хабаровске такая схема просто нереальна в силу того, что наш город вытянулся почти на 40 километров вдоль реки и поездка от Большой до аэропорта это не тоже самое, что поездка с Красной речки до базы КАФ.   Впрочем, сейчас владельцы таксомоторных фирм подумывают над тем, чтобы вернуться к советской практике, когда клиент платил за километраж.

В свое оправдание, хабаровские таксисты говорят, что их работа одна из самых нервных, напряженных и опасных. Осенью 2003 года в Хабаровске прокатилась серия убийств и нападений на таксистов. За один только месяц было убито два таксиста. Тогда водители перекрывали дороги и даже пытались создать что-то вроде профсоюзов. Убийц нашли. Но после этого в Хабаровске появилось и первое такси, оборудованное специальной решеткой, которая отгораживала женщину-водителя от пассажиров. Некоторые клиенты прозвали его «бобиком».