Фото: SHOCK
Авто-Конструктор
Иномарки в виде запчастей – так называемые «конструкторы» - для многих жителей Дальнего Востока порой единственная возможность недорого приобрести автомобиль без пробега. А вот для государства это многомиллионные убытки. И поделать с этим практически ничего нельзя. Весь процесс полностью соответствует законодательству.

С принятием новых таможенных ставок – с применением повышающего коэффициента – в Россию буквально хлынул поток «конструкторов». Меньше чем за год только через Ванинскую таможню под видом запчастей было ввезено около двух тысяч автомобилей. На сегодня «конструкторы» составляют 65% от общего числа ввезенных через Ванино автомобилей.

Запчасти – это только согласно таможенной декларации. На самом деле это полноценный автомобиль. И такое авто обходится владельцу в три-четыре раза дешевле, чем иномарка, проведенная через таможню по пошлине. Понимая упущенную государством выгоду, таможенники пытались привлечь к ответственности предприимчивых автомобилистов. Но закон оказался полностью на стороне запчастей.

Весной 2004 года счётная палата России проверяла Ванинскую таможню. Постановили - криминала нет, но убытки государственная казна получает колоссальные. Тогда московские специалисты заверили, что вопрос о "конструкторах" будет направлен в Государственную думу. К счастью автовладельцев, «конструкторы» до сих пор свободно пересекают границу, а таможенники признали, что все, что происходит с ввезенными запчастями за пределами таможни и каким образом встречаются кузов и двигатель – не их дело.

А за пределами таможни происходит следующее. Ввезенный по запчастям «конструктор» собирается в Ванино в так называемой «Финской деревне», грузится на автовоз и доставляется в Хабаровск. Здесь под «конструктор» покупаются документы (ПТС) на авто той же марки, только более старой модели. Обязательное условие – старое авто должно стоять на учете в ГИБДД.

Дальше схема стара как мир – владелец заявляет, что сначала он меняет на своей старенькой «японке» двигатель на более свежий, а затем делается еще и замена кузова. В итоге, к примеру, машина по документам значится как Тойота-Корона 1986 г.в., но с пометкой в техпаспорте «установлен кузов АТ-210 и двигатель 7А». Все - «конструктор» легализован.

И если для дальневосточников это привычная практика, то в центральной России это пока еще диковинка. Интересный случай был в Белгородской области, где сельский «гаишник» остановил свежий «Марк 2» 2000 года и долго не мог понять – как так хорошо сохранилась машина. Ведь по документам она значилась как 1986 года выпуска :-)

Сегодня практически каждая вторая машина, продаваемая на авторынках Хабаровска – «конструктор». И продавцы честно говорят об этом покупателям. Правда, уже зафиксирован первый случай, когда покупатель пришел регистрировать в ГИБДД машину несуществующей марки. В регистрации ему, естественно, отказали.