Модель Toyota Corolla - одна из самых распространенных в мире: она занимает второе место после знаменитого фольксвагеновского «Жука». С 1966 года автомобилей этой японской марки было выпущено более 20 млн. штук!

Однако, если разница между первым и последним классическими «Жуками» относительно невелика, то у машин Corolla разных годов выпуска крайне мало общего. Мы не ставим перед собой цель рассказать обо всех вариантах этого автомобиля. Сегодня речь пойдет только о моделях Е8 (1983-1987) и Е9 (1987-1992).

Сorolla - многоликий автомобиль. Только у переднеприводной модели Е8, не считая старых заднеприводных универсалов, выпускавшихся параллельно, насчитывалось шесть разновидностей кузовов. Это - седан, шестиоконный хэтчбек Liftback, двух- и четырехдверный четырехоконные хэтчбеки Compact и универсал Combi (Wagon), а также фургон на его базе. Несколько особняком находились заднеприводные спортивные купе GTi. Более поздняя Corolla - E9, отличавшаяся от своей «граненой» тезки более округлыми формами в духе биодизайна, имела несколько меньший набор модификаций.

Некоторые модификации, созданные с учетом особенностей конкретного рынка, имеют свои названия. Например, японская Corolla с правым рулем щеголяет именем Sprinter, вариант купе носит имя Levin или Sprinter Trueno. А американская версия продавалась дилерами Chevrolet под маркой Geo (модель Prizm).

Кузов

У автомобилей Corolla выпуска до 1987 года кузов не отличался высокой устойчивостью к коррозии. Самые уязвимые места - это пороги, двери, колесные арки, днище, передние крылья и места крепления стоек передней подвески. Кроме того, при покупке не помешает заглянуть и под пластиковые интегрированные бамперы. Там вас тоже могут ожидать сюрпризы не из приятных. Вдобавок на отдельных партиях в целях экономии некоторые кузовные детали, например передние крылья и капот, изготовляли из более тонкого металла. Зато несущие элементы ржавчине почти не подвержены. Если, конечно, не были повреждены, скажем при аварии. А в общем, если вам достался экземпляр с нормальным кузовом, то при условии регулярного обновления защитного покрытия, вы сможете на нем ездить достаточно долго.

Поздняя, «зализанная» Toyota - 1987- 1991 годов выпуска, конечно, предпочтительнее. И пробег по нашим «просоленным» дорогам поменьше, и заводская антикоррозионная обработка на высоте. Да и качество сборки улучшилось, хотя и у прежней модели Е8 оно было вполне приличным.


Двигатель

Corolla классической компоновки комплектовалась 4-цилиндровыми рядными карбюраторными моторами со следующими показателями: 1,2 л мощностью 55 л. с.; 1,3 л/64 л. с. ; 1,6 л /75-86 л. с. Также применялся бензиновый двигатель с впрыском топлива (1,6 л /100 л. с.) и дизель 1,8 л/68 л. с. Все они, кроме карбюраторного 1,6 литра, имеют верхний распредвал с цепным приводом, простые карбюраторы Aisan или Solex и контактную систему зажигания.

На переднеприводных моделях вдобавок устанавливался двигатель рабочим объемом 1,5 л мощностью 83-85 л. с., а также форсированный 1,3 л/81 л. с. Кроме того, новый мотор 1,6-литровый получил четырехклапанную головку. Отсюда и мощность 120-130 л. с.
Corolla 1987-1991 годов имела следующие моторы: 1,3 л/82 л. с. впрыск; 1,6 л/ 105-125 л. с. четыре клапана на цилиндр, впрыск; 1, 6 л/145 л. с., четыре клапана на цилиндр, впрыск, компрессор (только для спорткупе); 1,8 л/67 л. с., дизель.
Все силовые установки, кроме самых «продвинутых» в электронном отношении, просты в обслуживании и обычно выдерживают не менее 200 тыс. км до капремонта. Правда, цепь распредвала изнашивается после 80-90 тыс. км, о чем напоминает характерный шум, а зубчатый ремень более поздних моторов с многоклапанными головками порой требует замены уже после пробега в 60 тыс. км.

Слабое место - прокладка под головкой блока цилиндров. Из-под нее подтекает охлаждающая жидкость. Справиться с этой напастью удалось только в 1988 году на моделях серии Е9. Не отличаются надежностью и варианты с центральным впрыском. На машинах, выпущенных до 1989 года, встречаются дефектные стартеры, моторы с бракованными термовыключателями электровентилятора.
Выпускная система в целом долговечна, хотя и здесь попадаются неприятные исключения. Cам же глушитель прогорает достаточно быстро.
Дизель ранней Corolla отличается быстрозасоряемыми топливными фильтрами и сложностью запуска в мороз.

Трансмиссия

Механическая коробка передач при надлежащем уходе работает четко и без особых проблем. То же можно сказать и об «автоматах», кроме выпущенных в 1987-1988 годах. Впрочем, гидромеханическая трансмиссия - на любителя. И любителя культурного (см. «Сигнал» -12'99). Сцепление с гидроприводом также надежно, правда, на некоторых экземплярах изнашивается слишком быстро.

Подвеска

На классических машинах с кузовом универсал передняя подвеска была независимая, двухрычажная, а на переднеприводных - стойки МакФерсон. Задняя же была зависимой. Только на «классике» применялись рессоры, а на всех остальных - пружины с тягой Панар. Более поздняя модель, 1987 года, имела уже полностью независимую подвеску. Любопытно, что японские и европейские версии, как правило, настроены на спортивную езду, в то время как американские - и помягче и повальяжнее.
Слабое место подвески - амортизаторы, особенно задние. Ходят они по нашим дорогам не очень долго.

Тормоза и рулевое управление

Тормоза оснащены вакуумным усилителем, и никаких особых проблем не создают. Да и колодки не требуют частой замены. А вот с рулевым управлением - не все так просто, если, конечно, вам попался японский вариант. Привыкнуть к правому рулю, естественно, можно, но... Словом, тут решайте сами.

В целом, Toyota Corolla - хорошая и приятная в эксплуатации машина, да и цены на нее вполне доступны. Вот только запчасти в зависимости от возраста автомобиля стоят несоизмеримо дорого. Поэтому, прицениваясь к старой модели начала 80-х, заранее прикиньте, где и по какой цене вы будете брать, к примеру, тормозные колодки, ШРУСы, топливный насос, датчики электронной системы управления двигателем... Иначе на первый взгляд старая, сверхдешевая «японка» в итоге обойдется дороже новой.

Переднеприводная Corolla Compact 1300 (1979-1987)
Лучшая из «Королл» 80-х - седан серии Е9 выпуска 1987-92 годов с просторным и удобным салоном
Осколок семейства 70-х - Corolla классической компоновки. Выпускалась только в варианте универсал до 1987 года. Прочная рессорная подвеска и складные задние сиденья позволяют перевозить достаточно солидные грузы

Николай ДОЛЖИКОВ,

Георгий ВАРФОЛОМЕЕВ