Перед этим меркнут распри свифтовских остроконечников и тупоконечников. Хотя вопрос о том, с какой стороны у машины должен быть руль, не стоит выеденного яйца.

Так получилось, что уральские горы разделили нашу страну не только по географическому признаку, но и по автомобильным предпочтениям. Формальным отличительным признаком служит место расположения руля. По левую сторону Урала (если смотреть по карте) ездят преимущественно на леворульных машинах, по правую -- преимущественно на праворульных. В такой ситуации не было бы ничего драматичного, если бы дело ограничивалось только внешними, вторичными приметами.

Конечно, все куда серьезнее. Это до Урала, то есть слева, существует конкуренция между мировыми автоконцернами, работают худо-бедно отечественные заводы, придумываются концепции развития автопромышленности, создается отверточное производство, открываются новые салоны и техсервисы. Это до Урала потребитель может сделать выбор между новым ВАЗом и подержанной иномаркой, опробовать на тест-драйве очередную завезенную новинку, подобрать себе подходящую кредитную программу, сдать по трейд-ину машину предыдущего поколения и получить представителя поколения next... Словом, именно до Урала автомобильный мир демонстрирует мощь, потенциал, разнообразие рыночных схем и инструментов...
По ту сторону ничего подобного нет или почти нет. Там за горным хребтом в большинстве городов и весей победила праворульная машина, вокруг которой построена и вертится своя особенная индустрия. Победила не только уже лежащий, выпускающий тридцать лет одну модель отечественный автопром, но и все остальные. Самое удивительное, что машина эта не новая, а подержанная. Более того, экспансия праворульных машин происходит в стране, правила движения которой, по сути, для них не предназначены. Эту экспансию не смогут остановить ни усилия конкурентов, ни протекционистские меры правительства. Потому что предоставленный сам себе потребитель уже разобрался, что для него хорошо и что плохо. А любые попытки насильно ограничить ход праворульных грозят такими социальными потрясениями, что мало не покажется. Там, по ту сторону гор, говорят: "Запретите правый руль в России -- и вы получите независимую дальневосточную республику".

КРАЙ ПРАВОГО БОЛЬШИНСТВА. Было бы несправедливо утверждать, что все праворульные автомобили в России -- исключительно из Японии. Встречаются у нас машины из Англии, Индии, Австралии или, например, с Кипра. Как правило, это либо что-то экзотическое, либо провезенное с собой людьми, долго жившими в этих странах. Ведь привозят же с собой россияне из Америки холодильники на 110 вольт. И ничего. Но на общую статистику доля машин с правым рулем неяпонского происхождения влияет так же, как течь в кране "хрущевки" на европейский климат. Потому что основная масса праворульных машин идет из Страны восходящего солнца через морские ворота Приморского края.

Владивосток давно уже дал право руля. В первые часы зрачок автомобилиста, прибывшего с Запада или, как там говорят, "материка", еще реагирует на зеркальную симметрию салона местных машин. К трапу самолета подъезжает микроавтобус диспетчерской службы, и вы удивляетесь -- там, где должен быть руль, стоит черный ящик рации. Таксисты на стоянке почему-то усаживают пассажиров на "свое" место. Кстати, машины такси -- даже относительно свежие -- своими прямоугольными формами вызывают в памяти добрые советские фильмы про заграницу, снятые на трассе "десять минут Америки" между Ригой и Юрмалой.

От названий моделей веет чем-то архаичным: Nissan Bluebird, Toyota Chaser, Mazda Familia... Вообще, окунаясь в мир непривычных машин и названий, теряешься. "Подожди в белом "Ванетте", -- говорит вам водитель маршрутки. -- Сейчас наберем народу и поедем". Рискнем предположить, что редкий автолюбитель среднерусской полосы тотчас бы опознал этот самый "Ванетте". Тем более, если бы перед ним стояла вереница разномастных микроавтобусов (при этом ни одной "Газели" или "Бычка"). Позже, услышав непривычное название, мы пытались выяснить: а каким известным (нам, жителям европейской части) европейским или японским машинам соответствуют, например, Nissan Avenir или Laurel, Mitsubishi ЯVR или Chariot, Toyota Windom или Lewin. Обычно собеседники лишь разводили руками или приводили в пример одноклассника, но опять из того же зазеркального мира. На Дальнем Востоке нет нужды держать в голове эту информацию, ведь вы же не будете задумываться, как называлась бы в Японии ваша Skoda Felicia или Renault Scenic.
При всем при этом ответ на вопрос, чем отличается Toyota Caldina 95-го года от Caldina 97-го, во Владивостоке, похоже, знают даже школьники.
Картины Владивостока производят впечатление на европейца-россиянина. Вот грузовик Hino пыхтит сизым дымом, пытаясь вытащить своей трехметровой стрелой двухкабинник Mazda Titan. Ритуальный микроавтобус Nissan Homy. Праворульный Land Cruiser с блатными номерами, которые во Владивостоке должны иметь не только "правильные буквы", но и "правильные цифры" -- не больше 400.
Мы брали на заметку, что окошко парковщика в аэропорту расположено со стороны, удобной большинству водителей, то есть справа; что большинство водителей покупают техосмотр (цена за талон -- 800 рублей) и вовсе не заботятся о том, например, чтобы менять направление светового пучка.

В конце концов мы попали во вполне объяснимую ловушку. Мы вылавливали необычное, а необычным были как раз представители автомобильного меньшинства -- леворукие машины. Если не рассказать про них, полной ясности не получится.
БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ. Машины с левым рулем во Владивостоке еще остались. Если верить учетным карточкам ГИБДД, доля отечественных машин на дорогах края составляет не меньше 10 процентов. Значит, 10 процентов леворульных уже есть. Хотя мучают некоторые сомнения. За неделю командировки мы не увидели ни одной "вазовской" "девятки" или "десятки" из числа зарегистрированных 15 тысяч "Жигулей". Или вот еще странные цифры по количеству "Запорожцев". Да, найти сегодня 6000 работоспособных "Запорожцев" вряд ли удастся по всей стране! Не то чтобы в одном городе. Видимо, немалая часть леворульных машин уже давно стоит на приколе или вовсе сгнила.
Об остальных машинах говорить как-то неловко. На учете в ГИБДД города находятся 220 Mercedes, по сто с лишним BMW и Audi, полсотни Volvo и 5 автомобилей Porsche. Правда, и среди них есть какое-то количество правого руля: в местной газете нам встретилось объявление о продаже за $30 тыс. праворульного трехлетнего ML 320 1999 года из Японии.
Наш, российский левый руль за неделю пребывания мы видели так редко, что случаи можно пересчитать по пальцам. Mercedes-Benz S600 W220 с госномером "о 001 оо" у здания краевой администрации, УАЗик у штаба Тихоокеанского флота, колонна "Уралов" на трассе Владивосток-Хабаровск и БТР-80 на Океанском проспекте. Ну, вот еще "корейцы" все леворукие, а также городские автобусы. Они в основном одной марки -- Daewoo, и вопрос не столько в расположении руля, сколько в том, в какую сторону выходят пассажиры. Высаживать их на проезжую часть -- а именно это и будет происходить при использовании "родной" японской техники -- пока запрещает ГИБДД.

Достопримечательностью Владивостока служит леворульный восьмиметровый лимузин Lincoln Towncar. Час проката стоит $100. А еще "левый руль" -- признак "власти". Это мы поняли, когда на наших глазах по главной улице города, Светланской, промчался кортеж губернатора Дарькина, принимавшего вице-премьера Китая. Первой прошла милицейская Toyota Crown -- единственная с правым рулем, затем прокатило несколько "Волг", за ними -- удлиненный Volvo 960 под охраной нескольких леворульных "Круизеров". Замыкала колонну еще одна "Волга".
Но власть, как и леворульные машины, во Владивостоке в меньшинстве.
ЗДОРОВЫЙ ЛЕВАК УКРЕПЛЯЕТ... По данным ГИБДД, 96,5 проц. импортных автомобилей во Владивостоке -- из Японии. И именно благодаря соседству с Японией Приморью удалось достигнуть невиданных темпов "автомобилизации". На 2,2 млн жителей приходится 0,5 млн машин, и 80 проц. из них -- легковые.
В столице Приморского края, Владивостоке, машина есть у каждого третьего из 630 тысяч его жителей, включая стариков и младенцев.
Особенно хорошо пополнялся парк в прошлом году: через три приморские таможни -- Владивостокскую, Находкинскую и Хасанскую -- было ввезено 163 170 подержанных автомобилей. В этом году поменьше -- где-то десять тысяч в месяц, но все же такой вал "секонд-хэнда" убивает торговлю новыми машинами.
Отечественные расходятся исключительно по дальним глухим районам. В газетах мы нашли единственное объявление от компании, занятой продажей ГАЗов и ВАЗов. Нам предложили только "Нивы" и ГАЗ-3110. Под заказ. Через месяц должны прийти железной дорогой 12 автомобилей.

Не лучше обстоят дела и у официальных дилеров зарубежных -- так и хочется сказать "западных" -- автопроизводителей. Дилеров в Приморском крае всего два, оба от Toyota. Представитель одного из салонов, "Саммит Моторс", рассказал, что за месяц его компании удается продать 20--25 машин. Согласитесь, немного, особенно если учитывать, что эти машина расходятся не только по Владивостоку, но и по всему Приморскому краю, а также краю Хабаровскому, Сахалину, Магаданской и Амурской областям.
Близость к японской границе на цене новых леворуких "Тойот" не сказывается. Например, Camry стоит от $27 900, RAV4 -- от $32 000. Вполне сопоставимо с Москвой. Правда, если цена была бы на 30 процентов ниже столичной, расклад на рынке это едва ли изменило. Народ нацелен на подержанные японские автомобили. Недорогие. Надежные. Удобные.
КОМУ ПОПАДЬЯ, А КОМУ... Порой кажется, что большинство обладателей праворульных машин выбрали тактику героини песни, которая "что было, то и полюбила". Но правый руль в Приморье любят не только за дешевизну. "Нет, вот вы скажите, чем вам не нравится правый руль", -- настойчиво пытали нас продавцы на рынке. Мы отвечали типа "ну, правый руль -- это не престижно. Будешь ездить в Москве на правом руле, сразу скажут, что где-то отхватил по дешевке. Типа "ролекса" из Дубаев, что ли..."

Нас не понимали. Горячились: "То есть если вы будете кататься в сран... "шахе" -- это ничего, престижно. А если в Mark II -- это лоховство? А какие "Жигули" купишь за $1500--2000? Сравните их с тем же самым восьмилетним Mark II? Да он еще лет десять проходит".
Японские машины имеют свои преимущества. Во-первых, "родная" сборка. Во-вторых, огромный выбор двигателей. В-третьих, очень высокое качество покраски. В-четвертых, отличная комплектация. Как выразился один из продавцов, "в них все жужжит и все шевелится". За $2000--4000 можно купить 7-10-летнюю машину с АКПП, полным приводом и кондиционером. Ручные стеклоподъемники -- исключение из правил и презрительно именуются "веслами" или "мясорубкой".
Кроме того, практически все наши собеседники разделяют твердую уверенность в том, что автомобили, предназначенные на внутренний японский рынок, превосходят качеством выпускающиеся для Европы аналоги. Как в свое время лучшее в СССР делали на экспорт, так, дескать, японцы стараются для себя.
Рассуждения по поводу неудобств эксплуатации или вождения праворульных машин жителям Приморья и вовсе кажутся смехотворными. Неудобное расположение заливной горловины с левого борта? Так на "вазовской" "четверке" и на "Волгах" -- такая же история. Пучок фар сориентирован зеркально? Можно темной изолентой заклеить ненужные зоны отражателя. Неудобно переключать передачи левой рукой? С "автоматом" этой проблемы нет, а с "механикой" перестраиваешься за три дня. Далее идут одни плюсы правого руля: водителю удобно выходить из машины -- сразу попадает на тротуар; дверь на стоянке не оторвет какой-нибудь лихач и не забрызгает грязью через открытое стекло. А один таксист признался, что с правым рулем особенно удобно прибегать к услугам женщин, предлагающих продажную любовь. Остановился у обочины, открыл дверцу...

Единственное, что плохо с правым рулем -- это отсутствие обзора при обгоне. Но, как ни странно, аварий из-за выезда на встречку краевая ГИБДД фиксирует не больше, чем ДТП, связанных с превышением скорости или ездой в нетрезвом виде. "Нам самим, -- признался инспектор, -- удобнее проверять праворульных. А вот сержанта нашего сбил козел какой-то, пока он проверял машину с левым рулем и стоял на проезжей части". Еще один плюс "японок" -- а в распоряжении инспекторов есть несколько автомобилей Toyota Crown -- в том, что они мощные. На них можно и за преступниками погоняться. На "шестерке" Honda Prelude не догонишь.
ЯПОНА МАТЬ. О том, каким образом японский секонд-хэнд покупается в самой Японии, можно было бы писать книгу. Самый сомнительный способ -- покупка у "паков". "Паки" -- это пакистанцы, для которых, как утверждают перегонщики, в Японии специально создают условия для въезда -- сами японцы постепенно вырождаются, а генетики выяснили, что свежая пакистанская кровь спасет ситуацию.
Так это или нет, но пакистанцам обеспечили режим благоприятствования, а они захватили автомобильный рынок. В отличие от японцев, пакистанцы нечисты на руку: скручивание счетчиков и продажа ворованных машин пришла с ними. "Паки" держат в своих руках все "скрабы" -- свалки, где можно найти машину и за $100.
Один из ужасов местного рынка -- "топляк". Так называют машины, попавшие в наводнение. Последнее сильное наводнение было три года назад. Говорят, что ездить на "топляке" опасно: в любой момент у машины может закоротить проводку, и она сгорит, или откажут тормоза. Ушлые продавцы "топляк" маскируют, а покупатели изучают: нет ли в салоне запаха гнили, под ковриками -- воды, а на стеклах фар -- "тумана", то есть конденсата. Но с "топляком" после этого лета столкнутся и покупатели подержанных европейских машин.

Лучшие машины представлены в Японии на "флажковых" стоянках. Это фактически "комиссионки". Именно там моряки стараются покупать машины "для себя". Еще лучше выбирать машину на аукционах. На них торгуются таким образом: каждому покупателю выдается на руки огромный список "лотов", он сидит у компьютера и ловит хороший вариант, торгуясь за него. Попасть на аукцион с улицы сложно -- надо знать фирму-посредника. Тем не менее эпитет "аукционная" звучит применительно к машине на владивостокских рынках как очень высокая оценка: автомобиль проверен экспертом и выставленной им оценке можно доверять.
Успехом считается покупка машины у владельца-японца. Взять автомобиль "под номерами" и престижно, и надежно.
Из Японии машины доставляются всеми подручными плавучими средствами. Сухогрузами, лесовозами, рыболовными и пассажирскими судами. В одной из фирм, специализирующихся на шоп-турах, нам предложили место для машины на лесовозе за $350. За $150 кто-нибудь из членов команды готов взять на себя таможенное оформление, а место на корабле для постороннего человека обойдется в $250.
Местные автоторговцы любят рассказывать и истории про то, как к диким дальневосточным берегам пристают контрабандные суда и, минуя всякую таможню, сгружают машины на берег. Дальше судьба контрабанды теряется в сопках.
ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛ. После разгрузки и таможенной очистки машины попадают на приморские рынки, откуда и расходятся дальше по стране. Два рынка есть в Находке. Бытует мнение, что цены там в среднем на $100--200 ниже, потому что Находка -- город чисто портовый. На рынке в Уссурийске преобладают машины с пробегом по России. Но самый большой рынок, который называется "Зеленый угол", расположен во Владивостоке. Здесь продается все: легковые машины, краны и тягачи, мотоциклы и мокики...

Загружать читателя ценами по всем категориям не будем. Дадим лишь некоторые, типичные. Mitsubishi Galant 1,8 л, 1996 года, АКПП, 4WD -- $4200. Mitsubishi Pajero 3,0 л, 1994 г., "автомат", кожа, люк, литые диски -- $6500. Honda C-RV 2,0 л, 1997 года -- $11 000. Toyota RAV 4, 1995 г. -- $6900.
Вот еще. Купе Nissan Skyline 2,6 л TwinTurbo, 1997 года. Заявленная хозяином мощность -- 400 л.с. Цена -- $19 000.
Самым свежим из всех автомобилей, продающихся на "Зеленом углу", оказался годовалый трехлитровый дизельный Land Cruiser Prado. За него просили $24 000. Продавец признался, что обманул государство, растаможив машину по льготному тарифу -- как трехлетку.
Впрочем, купить машину можно не только на рынке или у частника. В городе торгуют подержанными машинами в кредит и по безналичному расчету. Магазин покупает на рынке машины за "живые" деньги у частников, а продает их по безналу организациям. Так покупают машины милиция, органы городских и районных администраций... В России, между прочим, на государственной службе состоит 7,5 тысячи машин с правым рулем, и большая их часть сосредоточена на Дальнем Востоке.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ. Отдельный бизнес Приморья -- обеспечение огромного подержанного японского парка запчастями. Во Владивостоке с ними проблем нет: есть и оригинальные запчасти, и бывшие в употреблении, и продукция третьих производителей. А "праворульные" "разборки" существуют сегодня даже в Москве. Сложные системы двигателей, позволяющие выжать из объема максимум мощности, доказали свою живучесть в России даже на плохом топливе. Некоторые нарекания вызывает лишь непосредственный впрыск Mitsubishi GDI: разработка самая передовая, но топливный насос высокого давления не переваривает грязного бензина.
Вообще же, во Владивостоке мало кого тревожит возможная поломка даже крупных агрегатов. В большинстве случаев двигатель на замену можно найти за $250--300. Очень популярный способ провоза запчастей б/у -- в виде распиленных на две части, по средней стойке, машин. В этом случае таможня не требует оплачивать целый автомобиль -- понятно, что соединять половинки никто не будет. Словом, вокруг правого руля во Владивостоке выстроилась целая индустрия.

УГОНЩИКАМ НЕ ИНТЕРЕСЕН. Правый руль добрался и европейской части России. Да вы и сами видите: в редком большом дворе сегодня не стоит хотя бы один "чистокровный японец".
При этом доля праворульных машин в легковом столичном парке пока невелика -- 0,2 проц. против 70 проц. в Приморском крае. Но число машин с правым рулем в той же столице будет расти: в этом уверены многие, и в том числе создатель "Клуба любителей праворульных машин" Алексей Чарыков. Клуб -- организация скорее виртуальная, чем реальная, так как базируется в Интернете, на странице www.pravo.ruz.net. Из тематических праворульных сайтов этот -- самый толковый, во всяком случае, из тех, что ориентированы на жителей европейской части России. "А за Уралом никого и так убеждать не надо", -- считает Алексей Чарыков.
Его история показательна: он впервые сел за руль четыре года назад и сразу с правой стороны. Друзья, родственники и знакомые крутили пальцем у виска, а он мало того что не отказался от своей затеи, так увлек ею десятки человек по России. "Мне шлют письма с благодарностью, что я открыл для людей японские машины с правым рулем. Но народ уже начал понимать, что к чему: в Москве растет и число таких машин, и цены на них. И если раньше я мог посигналить фарами другому правому рулю в знак приветствия, то сегодня просто не поймут -- столько стало праворульных".
Алексей вот уже несколько лет подряд бескорыстно убеждает людей в том, что расположение руля -- третье дело при покупке машины, потому что на первом месте стоит цена автомобиля, на втором -- его техническое состояние и комфорт, а на последнем -- с какой стороны стоит руль. "К тому же, -- добавляет Алексей, -- правый руль в Москве не интересует угонщиков. Они ведь с такими же предрассудками, как и большинство граждан". С предрассудками Алексей борется с помощью слогана, им придуманного и растиражированного на автомобильных наклейках: "Хороший руль левым не назовут!"

Раз в год Алексей Чарыков собирает единомышленников вместе. Последняя встреча вполне могла закончиться мордобоем. "Японцы" -- 120 праворульных машин -- встречались на Болотной набережной, в двух минутах езды от Манежной площади, где в тот день транслировали матч Япония--Россия. И большинство счастливых обладателей стопроцентных "японок" разъезжались по домам через Манежную площадь -- аккурат за два часа до начала погромов.
Сегодня у Алексея Чарыкова уже вторая по счету праворульная машина -- Toyota Sprinter Carib. Как и первый свой автомобиль, Carib он купил по довольно рискованной, на первый взгляд, схеме. Через своего знакомого -- ныне москвича, а в прошлом жителя Владивостока -- он переправлял на Дальний Восток деньги и заказ на машину. Через полтора месяца в Москву приходила машина -- растаможенная и оформленная на его имя.

ПОД МОСТОМ. Этот способ покупки -- не единственный. В Москве японские машины "живут" в газете "Из рук в руки" в виде объявлений, а в натуральном виде -- на нескольких площадках. Правда, нам приходилось слышать мнение, что праворульные машины, предлагаемые в Москве, интересны только своей ценой, а качество, мягко говоря, рассчитано на людей несведущих. Возможно, в этих словах и есть доля правды, но про какой авторынок вы слышали, что там без обмана?
Самая крупная площадка -- около 100 машин, выставленных на продажу, -- находится под Коломенским метромостом. Администрация называет эту точку стоянкой, а не рынком, что сути дела не меняет: здесь можно найти телефоны продавцов или даже их самих. Например, Николая Ивановича -- человека, который и привел в Коломенское правый руль три года назад. У него к продаже каждый день готовы около 25 машин. Цены, утверждает Николай Иванович, такие же, как во Владивостоке, потому что автомобили покупает прямо в Японии и имеет такую же маржу, как и тамошние торговцы, -- около $500. Дополнительная накрутка одна -- $1000 за доставку.
Самые продаваемые в Москве праворульные "японцы" стоят от $6 тыс. до $8 тыс. -- более дешевые автомобили возить смысла не имеет, а покупатель с большими деньгами в большинстве случаев выберет левый руль. Хотя нет правил без исключений: в Москве известен человек, купивший недавно за $30 тыс. годовалую Toyota Mark II -- аналог германских представительских седанов не только по качеству, но и по деньгам. Правда, эта машина была привезена под заказ.
Еще один способ покупки -- по Интернету, прямо из Японии. Такие услуги, в частности, предоставляет московская компания "Акита-Моторс". Через своего японского партнера она имеет доступ к информации о 50 тысячах машин, которые назавтра будут выставлены на аукцион. Клиент сам выбирает машину (он сразу узнает даже ее VIN), оплачивает ее аукционную стоимость, таможенные сборы, доставку, посреднические услуги и через месяц-полтора получает автомобиль.

Но известна "Акита-Моторс" не этим, а тем, что первой в Москве занялась "адаптацией машин к российским условиям" -- переносом водительского места справа налево. С 1998 года "Акита" переделала около сотни машин.

СПРАВА НАЛЕВО. К переделке вообще отношение особое. Большинство продавцов праворульных автомобилей уверяют, что все проблемы с управлением таким автомобилем решаются за два дня: в первый вы еще будете путать рычаги поворотника и стеклоочистителя, а на второй -- учиться пропускать ямки между колес. Дальше, говорят они, проблем нет, и нечего тратить деньги впустую на эту операцию. Самое интересное, что согласен с этим и директор "Акита-Моторс" Сергей Кузьменко: "Я, наверное, больше людей отговорил от переделки, чем убедил ее сделать. У меня такой принцип: я берусь только за те машины, переделывать которые клиенту есть экономический смысл. Это автомобили от 1996 года выпуска и ценой от $10 тыс. Потому что адаптация стоит дорого. Минимум -- $2,5 тыс. долларов, максимум -- до $6 тыс. Большая часть затрат -- на запчасти".
Перенос руля -- дело хлопотное. "У россиян два заблуждения, -- заметил г-н Кузьменко. -- Первое, что японская машина должна стоить очень дешево. Нет, хороший автомобиль везде стоит денег. Второе: на праворульных машинах все готово для переделки под левый руль. Это не так. Даже у машин, имеющих европейские аналоги, свой кузов".
Объем работ велик: меняются фары, торпедо и моторный щит, отделяющий двигатель от салона. Переделываются система вентиляции и педальный блок. Переносятся дворники, клавиши управления стеклоподъемниками и стояночный тормоз -- если приводится в действие педалью... Всего для адаптации требуется от 30 до 60 новых деталей. Это если машина вообще подлежит переделке, то есть имеет леворульный аналог или что-то близкое к нему.

Среди тех, кто переносит руль, есть два основных типа заказчиков. Первые -- профессиональные продавцы "японок", которые не смогли найти в Москве покупателя на дорогую праворульную модель. Второй тип -- те, кто ни дня не ездил за правым рулем и с самого начала намерен машину "исправить". В принципе, большого экономического смысла в переделке нет. Вот последний пример. Человек купил через аукцион Toyota Harrier -- полный аналог "нашего" Lexus RX 300. В Японии трехлетняя машина с трехлитровым двигателем и пробегом 38 тыс. км стоила $15,6 тыс. Цена в Москве -- с доставкой, таможней и посредническими услугами -- $25 тыс. Переделка обошлась владельцу в $5,5 тыс., из которых $3,5 тыс. стоили запчасти. О японском прошлом машины напоминают штрихи: например, шильдик Harrier на корме, дополнительное зеркальце на левом крыле, отсутствие регулировки по высоте на водительском кресле -- она осталась на прежнем месте, теперь уже пассажирском. В остальном интерьер практически европейский. В итоге машина обошлась в $30,5 тыс. Почти столько стоил бы и автомобиль из США, только с существенно большим пробегом и без режима ручного переключения на АКПП.

Еще одна машина, адаптация которой недавно была произведена, -- универсал Toyota Camry Gracia. Леворульной машины с таким кузовом просто нет. Пятилетний автомобиль с двигателем 2,2 л, автоматической коробкой, пробегом в 70 тысяч километров обошелся владельцу, с учетом адаптации, в $16 тыс. "Нажиться" на перепродаже этой машины ее хозяин вряд ли сможет.
Так что пока рентабельность этого бизнеса почти нулевая -- что для сервиса, что для клиента. "У меня мечта, -- признался "Автопилоту" Сергей Кузьменко. -- Наладить адаптацию в России японских спортивных машин. Ведь Toyota Supra встречается с двигателями и по 500 сил, и по 800, а Nissan Skyline GT-R -- мне попадались 600-сильные версии -- вообще культовая машина во всем мире, и она бывает только с правым рулем. Даже если к ней сделать по заказу торпедо под левый руль, то конечный продукт все равно будет оправдывать затраты". А пока клиенты предпочитают известные у нас внедорожники -- Prado, Land Cruiser 100, Pajero, или машины, имеющие престижные аналоги: сделанная для внутрияпонского употребления Toyota Windom -- это Lexus ES 300, а Nissan Cefiro -- это Maxima. Только в европейской версии с трех литров объема Maxima "снимают" 190 сил, а японцы с 2,5 литра Cefiro -- 200 л.с.

ПОМЕХА СПРАВА. Вы знаете, как много в России праворульных машин? Если из числа импортных легковых автомобилей выкинуть "Запорожцы" и "Таврии", то получается очень впечатляющая цифра -- 27 процентов! Почти каждая третья машина. Понятно, что ввести сейчас запрет просто нереально. И в ГИБДД это признают. Хотя попытки были. В январе 1993 года правительство приняло постановление # 79. Согласно ему МВД должно было с 1 июля 1993 года прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года -- запретить их эксплуатацию в России. Тогда правительство ссылалось на необходимость "принятия дополнительных мер по сохранению жизни и здоровья граждан". Но граждане заботы не поняли и стали волноваться. Ситуацию разрядил президент Ельцин. В апреле все того же 1993 года он отменил "незаконные ограничения на использование транспортных средств с правосторонним расположением руля" и предложил правительству ограничить ввоз правого руля, оставив в покое уже имеющихся владельцев. Ввоз в итоге так и не ограничили, а правый руль продолжает свое триумфальное шествие по стране, как уже прошлись японские товары по всему миру.
"Наше дело правое, победа будет за нами!" -- говорят поклонники правого руля. А что если они не блефуют?

Количество иномарок с правым расположением руля (по состоянию на 31.12.2001)


Регион
Число легковых машин с правым рулем
Доля в легковом парке
Всего по России 875 872* 4,1 проц.
Красноярский край 29 914 7,9 проц.
Приморский край 285 431 70 проц.
Москва 4368 0,2 проц.
Московская область 1372 0,1 проц.

* -- 98 проц. машин с правым рулем находится в собственности физических лиц.


Настоящий материал является перепечаткой из журнала "Автопилот" номер 09 за 2002 г.
Авторы: Хасан Ганиев, Сергей Шерстенников, фото Игорь Онучин, Сергей Шерстенников.
Правообладателем является ИД Коммерсант. Статья публикуется без купюр и исправлений.