Пожалуй, Toyota Land Cruiser (TLC) не нуждаются ни в какой рекламе. Эти машины бороздят дороги и бездорожье, наверно, во всех уголках мира, а их надежность, неприхотливость, мощь и комфорт давно общепризнанны.

В этом смысле мостовой Hilux гораздо менее известен, хотя я считаю, что он практически ничем не уступает Land Cruiser, являя собой просто чуть более легкую версию последнего.
Кстати, многие узлы у "крузеров" и "хайлюксов" просто одинаковы или схожи. Например, тот же отличный двигатель 3L, устанавливался в оба внедорожника: Land Cruiser LJ7x и Hilux. У них также одинаковые колесные диски, и почти одинаковые мосты и трансмиссия.

Первый полноприводный внедорожник Toyota появился 1 августа 1951 года и имел индекс BJ. В 1954 году он получил имя Land Cruiser. А уже через несколько лет стал известен почти по всему миру, благодаря японскому качеству. Сейчас я бы разделил все машины марки Land Cruiser на следующие серии: J4, J6, J7, J8, J10. Иногда их называют просто 40-ой, 60-ой, 70-ой, 80-ой и 100-ой серией соответственно. Есть еще такие машины, как Land Cruiser Prado серий J9 и J12, но эти машины, как "настоящие крузера", я не воспринимаю, поэтому информации про них вы тут не найдете. Хотя есть Прады серии J7, у которых зависимая передняя подвеска, мосты "Light Duty" c диаметром главной шестерни 8" и передаточным числом пары 1:4.875 (взамен мостов "Heavy Duty" с шестерней 9.5" и передаточным числом 1:4.111, как у большинства Land Cruiser J5, J7 и J8, но у J6 передаточное число было 1:3.70). Плюс оба моста на пружинах. Только прадо в 70-ом кузове являются полноценным внедорожником.

Также я не рассматриваю здесь раритеты 50-60-ых годов и так называемый Mega Cruiser - японский аналог Hummer. Все серии TLC имеют также различные модификации, которые обозначают, например, как FZJ80. "FZ" - двигатель, "J" - внедорожник (Jeep), "8" - серия, а последняя цифра обозначает модификацию. Особенно много модификаций было у серии J7. Подробно про все модификации я рассказывать не буду, но на основных сериях кратко остановлюсь.

Характеристики некоторых двигателей можно посмотреть в этом документе: TOYOTA FAQ. Там есть даже немного более подробное описание некоторых серий, моделей и комплектаций, а также иная полезная информация. Документ на английском.





Toyota Land Cruiser 40-ой серии

40-ая серия

Выпускался с 1974 по 1984 год.
Имеет короткую либо среднюю базу, 3-х дверный кузов, полностью зависимую рессорную подвеску. Были, совсем редкие в наше время, и длиннообразные модели J4.

Устанавливались атмосферные дизельные двигатели:
B (2977cc, 82лс@3600, 20кг*м@2200)
2B (3168cc, 93лс@3600, 22кг*м@2200)
3B (3431cc, 98лс@3500, 23кг*м@2200)
Вся серия "B" имела 4 цилиндра, 8 клапанов, рядный ТНВД с масляной смазкой, а привод ГРМ шестернями.
H (3576сс, 95лс@3600, 22кг*м@2200)
2H (3980cc, 115лс@3500, 26кг*м@2000)
Серия "H" была более совершенной и мощной, это были рядные 6-ти цилиндровые 12-ти клапанные двигатели также с рядным ТНВД.

Бензиновые:
F (3878cc, 125лс@3600, 29кг*м@2000 )
2F (4230cc, 140лс@3600, 29кг*м@1800)
Данные двигатели серии "F" имели 6 цилиндров вряд, 12 клапанов и были карбюраторные.

J4 сохранил сходство с первыми TLC, а также очень похож на первые небольшие полноприводные военные машины, вроде Willys MB, от которого и пошел Jeep. Эти машины появились во время Второй мировой войны в разных странах и были очень похожи друг на друга. J4 уже давно не выпускается, поэтому вы вряд ли найдете этот внедорожник в продаже в хорошем состоянии, хотя "поезженную" машину на ходу - запросто. Только представьте себе надежность и ресурс, например, двигателя 2H! Для такого внедорожника даже 20 лет - не возраст, а при желании можно отреставрировать даже основные агрегаты, хотя это довольно не просто, и занятие не из дешевых.






Toyota Land Cruiser 60-ой серии

60-ая серия

Выпускался с 1980 года, по 1992.
Эта серия по комплектации очень похожа на J4, та же полностью зависимая рессорная подвеска, а на первых модификация были даже одинаковые моторы и КПП. Но 60-ая серия имеет только длинную базу. Опционально комплектовались межколесными блокировками с механическим (тросовым) приводом.

Устанавливались дизельные двигатели:
3B (3431cc, 98лс@3500, 23кг*м@2200)
2H (3980сс, 115лс@3500, 26кг*м@2000)
12Н-Т (3980сс, 135лс@3500, 32кг*м@2000, у него был объем как у 2H, но появилась турбина)

Бензиновые:
2F (4230cc, 140лс@3600, 29кг*м@1800)
3F (3955cc, 155лс@4000, 30кг*м@3000, у 3F сократился объем, но зато выросла мощность)

Я встречал в продаже эти автомобили в довольно хорошем внешнем состоянии, а зная, что большеобъемные простые дизеля могут ходить и под миллион километров, подвеска и ходовка их очень надежна и ремонтопригодна, то вполне возможно что вы найдете такую машину с большим остаточным ресурсом. Автомобиль довольно тяжелый, поэтому покупая модификацию с бензиновым двигателем готовьтесь к расходу под 30 литров на 100 км города и страшно подумать сколько на бездорожье. :-)




Toyota Land Cruiser 70-ой серии

''коротыш'' 70-ой серии ''коротыш'' 70-ой серии

Выпускается с 1984 года по сегодняшний день.
Имеет короткую или среднюю колесную базу и 3-х дверный кузов, либо длинную базу и 5-ти дверный кузов. Подвеска также полностью зависимая, т.е. везде мосты, на старых моделях рессорная на обоих мостах, а с 1999 года на передний мост устанавливаются пружины. Как опция могут устанавливаться межколесные блокировки в оба моста (на BJ7x - механический тросовый привод, на HZJ7x и PZJ7x - электрический) и механическая лебедка. Некоторые 70-е Крузера имеют название Toyota Land Cruiser Prado (выпускался с 1985 по 1996). Про них уже было сказано выше: мосты LD и полностью пружинная подвеска. Не путайте их с TLC Prado более новых серий J9 и J12, которые практически имеют одну базу с новыми Toyota Hilux Surf.

Устанавливались дизельные двигатели:
2L-(TE), 1KZ-T(E), 3L (для TLC Prado, такие же как и на Toyota Hilux/Surf/4Runner, про них расказано в разделе Комплектации)
3B (3431cc, 98лс@3500, 23кг*м@2200) - 13B-T (3431cc, 120лс@3400, 29.4кг*м@2000, полный аналог 3B, но с турбиной)
2H (известные вам по J4 и J6, но 2H не устанавливался на модели J7 для внутреннего японского рынка)
1PZ (3469cc, 115лс@4000, 23.5кг*м@2600, 5 цилиндров, 10 клапанов, с 1990 по 1994 год)
1HZ (4164cc, отличный двигатель, устанавливался с 1990 года и выпускается до сих пор, подробнее про него будет сказано ниже)
1HD-T (4164сс, турбодизель, 6 цилиндров, 12 клапанов, также не устанавливался на модели J7 для внутреннего японского рынка)

Бензиновые:
22R, 22R-E (см. раздел Комплектации)
2F, 3F (уже упоминались)
1FZ-FE (4477cc, 212лс@4600, 39кг*м@3000, 6 цилиндров, 24 клапана, впрыск).

Б/У 70-ки я также не раз встречал в продаже, хотя машины этой серии у нас очень редки. Но я не находил машины в хорошем состоянии, все они были уже сильно "убитые". Хотя все же найти такую машину еще не в полностью "убитом" состоянии при желании можно, но сразу готовьтесь к ремонту. Зато после ремонта автомобиль будет радовать вас своей надежностью, как и все "крузера" простых комплектаций. "Крузера" вообще очень живучи, все их основные агрегаты могут иметь уже сильнейший (!!!) износ и поломки, но машины все равно будут заводиться и ехать.

Кстати, мне не совсем нравится, когда дизайн машины приносят в жертву функциональности, поэтому идеалом автомобильной красоты "угловато-квадратные" 70-ка, и, например, Мерседес Гелендваген, никогда не станут, в отличии, скажем, от следующей серии TLC.






Toyota Land Cruiser 80-ой серии

80-ая серия

Выпускался с 1989 года, по 1998.
Имеет полностью зависимую пружинную подвеску, длинную базу и 5-ти дверный кузов. Только в 80-ой серии появился межосевой дифференциал, а поэтому и так называемый 4WD Full Time! Конечно, на бездорожье этот дифференциал можно заблокировать, это настоящий внедорожник, а не просто полноприводный паркетник, как например RAV4.

Устанавливались дизельные двигатели:
1HZ (4164cc, 131лс@3800, 29кг*м@2000, 6 цилиндра, 12 клапанов)
1HD-T (4164сс, 165лс@3600, 37кг*м@2000, с 1989 по 1995 года, турбодизель, 6 цилиндров, 12 клапанов)
1HD-FT (4164сс, 168лс@3600, 39кг*м@2500, устанавливался с 1995 года, имел турбину, 6 цилиндров и 24 клапана)

Бензиновые:
3F-E (3955cc, 155лс@4200, 31кг*м@2200, аналогично 3F рядный 12-ти клапанный, но с электронным впрыском топлива)
1FZ-FE (4477cc, 212лс@4600, 39кг*м@3000, также рядный 6-ти цилиндровый двигатель с электронным впрыском, но с большим объемом и с 24 клапанами)

Почему-то "Land Cruiser" у меня всегда ассоциируется именно с 80-ой серией, и я считаю ее самой удачной. Это тоже бесполезно объяснять, но это поймут все, кто ездил на этих машинах. Пружинная подвеска J8 очень энергоемка и хорошо рассчитана, поэтому даже с передним мостом в машине комфортно при езде по неровностям. Считается даже, что Land Cruiser 80-ой и 100-ой серии - единственные автомобили с передним мостом (или, другими словами, с зависимой подвеской), на которых комфортно ездить по бездорожью. Хотя пружинные J7 тоже приближаются к ним по комфортности.

Советую обязательно обратить внимание на комплектацию с сверхнадежным атмосферным дизелем 1HZ (4164cc, 6 цилиндра, 12 клапанов, 131лс (96кВт) @ 3800об/мин, 285 Нм @ 2000об/мин), механической КПП, штатной лебедкой, конечно же с полностью зависимой подвеской и полными тремя блокировками: межосевого дифференциала и двумя межколесными в мостах!

Как вы понимаете, в продаже море 80-ых "крузеров" всевозможных годов и комплектации, поэтому выбора у вас будет хоть отбавляй, но для действительно суровых условий эксплуатации я вам советую именно эту модель. Учитывая, что цена такой машины в нормальном состоянии соответствует цене нового УАЗ 316x, думаю, вы понимаете что стоит своих денег, а что нет. Хотя рост таможенных пошлин сильно бьет по ценам на внедорожники с большеобъемными двигателями.

Но если вы покупаете слишком новый и дорогой "крузер", то подумайте, сможете ли вы его сберечь. Все же это самая угоняемая машина.






Toyota Land Cruiser 100-ой серии

100-ая серия

Выпускается с 1997 года.
Фактически это усовершенствованная версия 80-ки. Также только длинная база и пружинная подвеска. Появилась модель (комплектация VX) с независимой передней подвеской. Это конечно добавляет комфорта, но снижает надежность в суровых условиях эксплуатации. Впрочем, я бы не сказал, что "сотка" на фотографии в суровых условиях. :-) Но надо отметить, что сохранились комплектация GX/STD, как и J8, отлично приспособленные для бездорожья: двигатель 1HZ, мосты, все блокировки, лебедка и т.д.).

Дизельные двигатели:
1HZ (4164cc, 131лс@3800, 29кг*м@2000, атмосферный, 6 цилиндра, 12 клапанов)
1HD-FTE (4164сс, 204лс@3400, 44кг*м@1400-3200, турбодизель, 6 цилиндров, 24 клапана)

И бензиновый:
2UZ-FE (4664сс, 238лс@4800, 44.2кг*м@3400, V-образный, 8 цилиндров, 32 клапана)

Источник: drflash.chat.ru