Автомобильный рынокНовый генеральный план застройки Владивостока, похоже, ставит крест на одной из самых главных экономических достопримечательностей города - авторынке "Зеленый угол".

Будет Генплан принят к исполнению или нет - еще большой вопрос, но целый ряд факторов говорит о том, что независимо от исхода предстоящих по плану прений арендаторам земель "Зеленого угла" и дилерам уже сегодня стоит призадуматься о перемещении своего бизнеса в более "удобные" места. Хотя бы с точки зрения общественной значимости и экономической выгоды.

Если оставить экономическую составляющую с ее ценами, спросом и предложением, то заявления не последних в стране и крае персон, прозвучавшие в последнее время, дают все основания предполагать о скорой замене стройных автомобильных рядов жилищным комплексом. Забегая вперед, а может быть, успокаивая, скажем, по скромным прогнозам произойти это должно в ближайшие 5-10 лет.

Многоэтажный угол

Месяц назад глава администрации Владивостока Владимир Николаев обмолвился всуе о строительстве в недалеком будущем двух микрорайонов, которые сохранят свои "исторические" названия. Тогда Генплан еще никто в глаза не видел, но названия уже были на слуху: Снеговая падь и "Зеленый угол".

"Зеленый угол" в этой паре стоит особняком. За 13 лет своего существования он превратился в автоторговый городок, работодателем и кормилом тысяч людей и сотен компаний, со сложившейся инфраструктурой и своими, порой далеко не мирными отношениями. Для того чтобы "Угол" стал еще одним городским микрорайоном, неважно, с автомобильным или жилищным уклоном, ему не хватало самой малости - получить индульгенцию от федеральных властей. Министерство обороны берегло эту собственность как зеницу ока и на протяжении многих лет держало городские власти, что называется, "на расстоянии". Порой доходило до прямого противостояния, когда представители обеих сторон шли чуть ли не стенка на стенку!

Досье
Более 80% земель, на которых расположен рынок, - собственность военного ведомства, и, по имеющимся у нас данным, шкуру федерального медведя делят около 20 арендаторов.

Ничто не вечно под луной, и вот желаемую индульгенцию дал... сам министр обороны Сергей Иванов. Как признался гендиректор "Приморгражданпроекта" Евгений Мельников, добро на отчуждение земель в районе "Зеленого угла" в муниципальную собственность уже получено, но с одним условием - на этой земле должен быть воздвигнут жилой комплекс. Более того, последние штрихи Генплана, где речь шла о землях "Зеленого угла", были скорректированы под будущую жилищную застройку! Получается, что в скором времени авторынок должен уйти? Вопрос: уйдет ли? А если да, то куда?

А Чемерис - против

Одним из самых ярых противников Генерального плана Владивостока выступил председатель комиссии по налогам и бюджету городской думы Игорь ЧЕМЕРИС. Как человек "не без образования", он убедился, что Генплан сырой, в нем масса ошибок и несоответствий.

Сегодня по авторынку "Зеленый угол", не побоимся сказать, масштаба страны, полный расклад не даст никто. Перчатку всеобщему молчанию кинул именно председатель комиссии по бюджету и финансам Думы г. Владивостока. Поговаривают, что у Игоря Святославовича на "Углу" был свой интерес, но тем не менее...

Пока самый отчаянный дилер в не самом спокойном сне видит перспективы авторынка, Игорь Святославович уже готов ответить на вопрос, где место "Зеленого угла" в Генплане Владивостока. Глава комитета гордумы не считает, что "визитка" Владивостока находится в районе 71-го микрорайона. По мнению Чемериса, Владивосток - это геополитический центр нашей страны на Дальнем Востоке:

- Да, может быть, "Зеленый угол" является в каком-то смысле сегментом нашей жизни. Но если мы спросим горожан, что вам дороже - авторынок или многоквартирные дома, с большим преимуществом перевесят последние. Авторынок может быть в любом другом месте, а не в том, где с развитием ипотеки и строительством жилья люди могут улучшить свои жилищные условиях тысяч людей.

Известны политические пристрастия Игоря Чемериса, может быть, у него имеет место обида на своих старших товарищей по партии, оставивших его за бортом пресловутого списка, но факты кажутся вполне разумными.

- Спросите у автолюбителей или клиентов уссурийского авторынка, как надо строить бизнес. Но в нашем случае, если речь идет об одном из видов бизнеса Владивостока, то мы его должны сохранить, сделать прозрачным, если он легален, и, как следствие, для этого бизнеса должны быть прозрачные правила игры. Вы знаете, что на "Зеленом углу" нет срока аренды на длительный срок? Ежегодно договора пролонгируются с Минобороны.

Здесь мы с Игорем Святославовичем решили поспорить, намекнув на одного влиятельного ректора, вопреки логике расширяющего на "Углу" свое присутствие. Наш собеседник тут же всё превратил в секрет Полишинеля, пояснив, что проблема известна и решаема (!).

- Как раз речь идет о той части земли, принадлежащей Владивостоку, - открыл карты Игорь Святославович. - Но и здесь есть вопрос, когда фактическая и юридическая идея не соответствует друг другу. В реальной жизни мы видим одно, в то время как документально зафиксировано совсем другое. На площадках, якобы для "обучения и практики", мы видим торговую деятельность. Эту политику "трансформации" мы постараемся изменить!

"Трансформация" налицо, но нельзя опять не обратить внимание на авторынок Уссурийска. Игорь Чемерис не хуже дилера привел все плюсы "Железки": близость средств отправки-доставки, сервис, охрана, бытовой порядок и... полное взаимодействие с муниципальными властями. Чего "Углу" как раз и не хватает. Зато чего на "Зеленке" в избытке, так это свежего воздуха, мест для строительства многоквартирного комплекса, инвестиционной привлекательности и, увы, тяжких дум относительно своего будущего сотен людей. Их судьба сегодня в руках городских законодателей.