Image
В Европе считают, что курение провоцирует ДТП
Массированная кампания по запрету курения в общественных местах, похоже, докатилась до автомобилистов. Главный аргумент сторонников запрета курения в автомобиле такой же, как и принятого почти повсеместно закона о запрете разговоров по мобильному без hands-free: “Сигарета отвлекает водителя от вождения”. Попутное планируемое действие политиков Евросоюза – осуществление давления на автоиндустрию с целью снятия с производства монтажа пепельниц и прикуривателей в автомобилях.

Прецеденты запрета курения в автомобиле уже имеются. С марта 2006 г. в Бельгии и Шотландии вступил в силу закон о запрете курения для профессиональных водителей, к числу которых относятся водители общественного, грузового транспорта и такси. Действие закона распространяется как на водителей – граждан стран, так и на пересекающих эти страны многочисленных транзитных дальнобойщиков.

Теперь очередь дошла до крупнейшей автомобильной державы Европы – Германии. Страна, которая дольше всех соседей держалась в зоне “свободного курения”, пала под нажимом Евросоюза. С 2007 г. правительство Германии планирует ввести запрет на курение в общественных местах, к коим относятся закрытые помещения, пункты общественного питания, а также рабочие места. К принятию этого закона, дискуссия по которому велась с 2001 г., граждане Германии уже приготовились. Однако новый поворот в трактовке будущего закона вызвал новую волну споров.

Шансы на принятие закона с поправкой запрета курения за рулем, как отмечают эксперты, достаточно высоки, поскольку, согласно опросам, порядка 67% немцев уже высказались за его ратификацию. Но известно, что автомобилисты – особый народ и его отличают свои привычки и установки, отличные, к примеру, от пешехода. Но даже опрос, проведенный среди автомобилистов в Интернете, показал, что почти 75% респондентов выступают за прямой или косвенный запрет курения за рулем.

При продаже автомобиля учитывается фактор, курили в нем или нет, что в первом случае снижает его продажную стоимость на 200-1000 евро. Ведь, как известно, показателями “курящего” автомобиля являются не только полная окурков пепельница и прожженные сидения, но и изменение цвета обшивок и устойчивый, с точки зрения некурильщика, запах.

Для страховых компаний курение за рулем до сих пор не относилось к статье повышенных рисков. Однако сами страховщики подтверждают случаи, когда уроненная сигарета и отвлечение от руля, чтобы ее поднять, стали косвенной причиной аварии. Однако, объективности ради, они же замечают, что таким отвлекающим фактором могут стать любые действия водителя, не относящиеся непосредственно к вождению, как и отвлекающие действия пассажиров. Главная проблема, как сообщают в Медико-психологическом институте TÜV SÜD Gruppe, заключается в том, что курение объективно способствует снижению концентрации водителя, что, в конечном счете, и представляет опасность при вождении.

Противники принятия закона, соглашаясь с доводами об отвлекающем факторе курения за рулем, считают принятие запретительного закона чрезмерным. Как замечает эксперт по психологии вождения Австрийского авто-мото-туристического клуба (ÖAMTC) Дора Доноса, “так можно дойти до того, чтобы запретить слушать авторадио в машине”. Пропаганда – лучшее решение подобной проблемы. Нужно сделать так, чтобы водитель в конце концов сам отказался от курения за рулем, осознавая его вредное влияние на вождение, считает специалист.

К противникам принятия закона можно отнести и тех, кто считает его просто бесперспективным. Согласно выборочному опросу, проведенному страховой компанией Direct Line среди владельцев автосалонов, действенной мерой против курения за рулем может стать только невозможность вообще продать “курящий” автомобиль. Другой действенной меры, исходя из своего опыта продаж, они не видят.

Алисс Зигманн