Без резкого расширения налоговых льгот в особых экономических зонах (ОЭЗ) в Забайкалье и на Дальнем Востоке инвесторы не видят в них никакого смысла — это констатировал президиум правительственной комиссии по развитию региона. Глава РосОЭЗ Михаил Мишустин предложил внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

На заседании президиума госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, которое прошло в минувший вторник, премьер Михаил Фрадков потребовал от руководителя РосОЭЗ Михаил Мишустина представить первые результаты деятельности по созданию особых экономических зон на примере регионов, входящих в сферу интересов госкомиссии.

Однако результатов деятельности РосОЭЗ по Дальнему Востоку и Забайкалью господин Мишустин привести не смог. Предъявить правительству первую запущенную ОЭЗ он обещал только в ноябре 2007 года, но не за Уралом, а в Татарии.

Ни одного готового проекта ОЭЗ в регионах, интересующих госкомиссию по Дальнему Востоку, глава РосОЭЗ представить не смог. По его словам, есть проблемы даже с относительно привлекательным для инвесторов проектом создания туристско-рекреационной зоны на озере Байкал — планы по строительству там туристических комплексов противоречат законодательству об охране озера.

Ради этого проекта Михаил Мишустин просил Михаила Фрадкова инициировать изменение в действующее законодательство. Премьер, который, по его собственному признанию, вчера «не собирался заводиться», не отставал от господина Мишустина до тех пор, пока тот не решился объяснить проблему «так, как он о ней думает».

«До тех пор пока не будет серьезно изменен Налоговый кодекс, ОЭЗ никому не интересны»,— наконец пояснил причину своих проблем руководитель РосОЭЗ. По его словам, налог на землю и налог на имущество юридических лиц, по которым предусмотрены льготы, и без этих льгот «копеечные» и не стимулируют инвесторов.

Ситуацию, по мнению господина Мишустина, изменит лишь правка Налогового кодекса. Информацию главы РосОЭЗ подтвердили полпред президента в Дальневосточном округе Камиль Исхаков. Он пояснил, что дальневосточные регионы подали шесть заявок на создание ОЭЗ в МЭРТ. Все эти заявки отклонил МЭРТ «по причине некачественно подготовленной конкурсной документации».

Однако, как следовало из слов господина Исхакова, заявки можно было вовсе не подавать: кандидаты в резиденты промышленно-производственных ОЭЗ должны инвестировать Ђ10 млн, в том числе Ђ1 млн в первый год, что «невыполнимо для большинства предприятий Дальнего Востока». Полпред, как и глава РосОЭЗ, просил предоставлять предприятиям в ОЭЗ на Дальнем Востоке налоговые каникулы — это также требует правки Налогового кодекса.

Наконец, приморский губернатор Сергей Дарькин оказался еще более категоричен, заявив: «Нам зоны вообще не нужны». По его словам, инвестиционный рост в Приморье и так вчетверо выше среднероссийских показателей и его сдерживают только высокие энерготарифы.

Губернатор утверждал, что ОЭЗ не будут работать до тех пор, пока тарифы не выравняются с Центральной Россией, но энергетики обещают это только в 2017 году. Никаких окончательных решений о льготах комиссия, впрочем, не приняла.

Когда идея создания зон, предложенная главой МЭРТа Германом Грефом, обсуждалась в правительстве в 2006 году, против налоговых льгот на федеральном уровне категорично выступил Минфин. Вчера представители Минфина на заседании не проронили ни слова, но пока нет никаких признаков того, что позиция ведомства изменилась.

Создание ОЭЗ в регионе тем временем является частью будущей стратегии по освоению Дальнего Востока и Забайкалья — без них часть госинвестиций в развитие региона будет не нужна.

Петр Нетреба. ИД "Коммерсантъ"