Дальневосточная железная дорога планирует увеличить объем контейнерных грузоперевозок за счет китайского транзита. По словам главы ДВЖД Михаила Заиченко, в настоящий момент специалисты компании просчитывают рентабельность проекта по транзиту контейнеров из Харбина (провинция Хэйлунцзян, КНР) через погранпереход Гродеково в порт Владивостока и дальше морским путем на юг Китая.

Объемы перевозок пока не называются. Впрочем, по мнению аналитиков, выгода ДВЖД в этом проекте сомнительна, так как транзитный маршрут по территории России лишком короток.

Вчера начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) Михаил Заиченко заявил, что специалистами компании прорабатывается вопрос о привлечении контейнерного потока из Китая через пограничный переход Гродеково—Суньфэньхэ.

«Сегодня китайская сторона просит нас рассмотреть возможность разворота контейнеров из Китая через переход Гродеково—Суньфэньхэ с выходом на Транссиб. Сейчас наши маркетологи рассчитывают, во что это обойдется»,— сообщил господин Заиченко. Последний раз переговоры по пуску контейнерного потока через пограничный переход Гродеково—Суньфэньхэ проходили 25 октября.

Проект предполагает, что контейнеры из Китая пойдут через железнодорожный погранпереход Гродеково—Суньфэньхэ по направлению к Владивостоку с последующей отправкой по морю в страны АТР.

В частности, по этому пути морем грузы могут доставляться и в южные районы Китая — Шанхай, Гуанчжоу и другие. Как рассказал начальник службы международных связей ДВЖД Игорь Мельников, в октябре текущего года был пущен пробный грузовой состав по маршруту Харбин—Гродеково—Владивосток—Шанхай. «Кроме южного направления АТР мы собираемся пустить контейнеры из Китая на север — по маршруту Харбин—Гродеково—Хабаровск.

Предполагается, что они пойдут и дальше, в центральную часть России — Москву и Санкт-Петербург. Однако окончательные договоренности будут достигнуты лишь в третьей декаде ноября»,— сообщил господин Мельников. По его словам, это даст увеличение контейнерного потока ДВЖД, однако не было сказано на сколько. «Через переход будет обеспечиваться потребность китайской стороны в транзите. Сейчас трудно сказать, какова она»,— пояснил Игорь Мельников.

По его словам, с российской стороны экспедиторством будет заниматься «Трансконтейнер», а с китайской — Корпорация по перевозке грузов в контейнерах Китайской железной дороги.

В настоящий момент погранпереход Гродеково—Суньфэньхэ является единственным российско-китайским переходом на ДВЖД. Около 90% грузопотока через переход составляет российский экспорт в КНР. Каждый год грузопоток между Китаем и Россией на этом участке увеличивается в среднем на 1,5 млн т. В этом году ДВЖД планирует выйти на показатель 9 млн т груза.

«Всего возможность этого перехода 12 млн т, то есть у нас еще есть резервы»,— заявил Михаил Заиченко.
Директор специализированного информационного агентства Infranews Алексей Безбородин считает, что реальную выгоду от запуска нового маршрута ДВЖД Харбин—Владивосток получит восточный контейнерный порт (ВКТ) Владивостока.

«У ВКТ получается реальная загрузка на экспорт. Всем остальным совершенно непонятны выгоды: для ДВЖД это не загрузка — поскольку слишком короткое кольцо. Для китайской стороны — это какой-то пробный маршрут, поскольку Муданцзян — не самый главный производственный центр и поставки из него на юг не обязательны для экономики страны»,— считает господин Безбородин.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"

ФОТО ВЯЧЕСЛАВА РЕУТОВА