Логотип
1 1 1 1 1
Вопросы развития транспортного комплекса России и, в частности, российских морских портов не теряют актуальности на протяжении многих лет. А в последние годы проблема практически не сходит с повестки дня: оживление российской экономики, перешедшее в стабильный рост, вызвало увеличение перевозок грузов и, как следствие, повышение спроса на портовые услуги.

На Дальнем Востоке России необходимость развития портов в значительной степени была обусловлена восстановлением отечественного производства и увеличением товарооборота в регионах, а также ростом объемов внешней торговли со странами АТР.

С целью повышения конкурентоспособности транспортной системы Дальнего Востока в Азиатско­Тихоокеанском регионе правительством Хабаровского края был реализован проект по разработке «Основных направлений формирования и перспектив развития ВаниноСоветскоГаванского транспортно­промышленного узла на период до 2020 года».

В документе рассматриваются пути наращивания объемов перевозок через порты Ванино и Советская Гавань до 70,0 млн. тонн; оптимизации грузопотоков между морскими портами Дальнего Востока; решения проблем нехватки современных перегрузочных комплексов в портах; улучшения автомобильных, железнодорожных перевозок в направлении портов; решения социальных задач населения Хабаровского края и его привлекательности для заселения.

Понимая, что инициатива развития стратегически важных объектов, к числу которых относятся морские порты, принадлежит правительству, однако, многое зависит от самих хозяйствующих субъектов, ОАО «Ванинский морской торговый порт» приступило к формированию долгосрочной стратегии развития предприятия в комплексе ВаниноСоветскоГаванского транспортного узла.

Уже подготовлен обзор рыночных возможностей развития порта, на очереди разработка финансовых моделей и бизнеспланов по перспективным вариантам развития. В качестве одного из ведущих направлений расширения производственных мощностей рассматривается сооружение в порту Ванино мощного современного контейнерного терминала.

Сегодня ОАО «Ванинский морской торговый порт» обслуживает регулярные контейнерные линии магаданского и камчатского направлений и линию Пусан Ванино Корсаков. Половина всего объема контейнеров и генеральных грузов, перевозимых в порт Магадан и в обратном направлении, следует по линии Ванино Магадан. А учитывая объем грузов, перевозимых на о. Сахалин и в Камчатскую область, можно сказать, что надежная, эффективная работа предприятия не только определяет социально­экономическую ситуацию в Ванинском районе, но и в значительной степени влияет на стабильность хозяйственной жизни северовосточных и северных регионов России.

Сооружение нового контейнерного терминала в порту Ванино позволит расширить спектр предоставляемых грузовладельцам услуг, создаст новые возможности для повышения качества сервиса, обеспечив конкурентоспособность порта в ряду зарубежных аналогов. Конечной целью модернизации предприятия является привлечение дополнительных объемов внешнеторговых грузов, следующих сегодня океанскими маршрутами в обход российских портов. И эта цель в полной мере отвечает задаче по развитию российских морских портов, обозначенной президентом РФ в своем послании Федеральному собранию.

При разработке стратегии предприятия особое внимание отведено перспективе создания в Ванино портовой особой экономической зоны. О целесообразности учреждения в российских портах особых экономических зон говорилось давно, однако реальная, закрепленная законом возможность получения такого статуса появилась у портов после принятия федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах» в ноябре нынешнего года. Изменения предусматривают создание в России нового типа особых экономических зон портовых ОЭЗ.

Особые экономические зоны портового типа будут создаваться на конкурсной основе, по результатам рассмотрения заявок, поданных в правительство Российской Федерации региональными властями совместно с муниципальными властями, на подведомственной территории которых планируется создание ОЭЗ. Резиденты зон получат возможность на льготной основе, без уплаты импортных пошлин и НДС, ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование и другие товары, необходимые для реконструкции и сооружения новых мощностей, ведения хозяйственной деятельности в морских портах. Инвесторы в течение 5летнего срока будут освобождаться от налогов на имущество и землю, а налог на прибыль государство будет собирать по льготной ставке.

Другим важнейшим нормативным актом, регламентирующим деятельность морских портов, стал федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», подписанный президентом России 11 ноября текущего года. Долгожданный закон в полной мере оправдал надежды портовиков законом созданы правовые основы для взаимодействия портов с перевозчиками различных видов транспорта, другими юридическими и физическими лицами, определен правовой режим использования земельных участков в границах морского порта, впервые введено понятие «оператор морского терминала».

По мнению депутатов Государственной думы РФ, принятые законы повышают привлекательность вложения частных инвестиций в морские порты. Мнение стивидорных компаний, осуществляющих деятельность в крупнейших портах России, полностью совпадает с точкой зрения депутатов: вступление в силу закона о морских портах и норм права в отношении портовых особых экономических зон должно дать новый мощный импульс развитию портов, расширению портовой инфраструктуры и повышению конкурентоспособности российских морских портов. Поэтому вполне объясним очевидный рост интереса к вопросам создания портовых особых экономических зон на конкретных территориях ведь они могут стать точками роста для целого региона.

По информации Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), тендер на создание портовых особых экономических зон в регионах будет объявлен в ближайшее время. Какие именно территории смогут воспользоваться возможностями, предоставленными законом, зависит, очевидно, от инициативы региональных и местных властей, так же, как от инициативы инвесторов и собственно организаций, осуществляющих деятельность в морских портах.

В Хабаровском крае на статус портовых ОЭЗ могут претендовать ряд территорий и порт Ванино в их числе. К преимуществам Ванинского порта следует отнести уникальное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, стабильно растущий грузооборот. Крупнейший в порту оператор морского терминала ОАО «Ванинский морской торговый порт» на протяжении последних нескольких лет испытывает дефицит производственных мощностей.

Реконструкция старых и сооружение новых портовых комплексов позволили бы привлечь в порт дополнительные объемы грузов; рост грузооборота означает создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в местный и краевой бюджеты и, как следствие, стабильность и благополучие в портовом поселке и районе.

Образование на территории порта особой экономической зоны запустило бы новый действенный механизм стимулирования инвестиционной активности, поскольку резидентыинвесторы особой экономической зоны, с одной стороны принимают на себя обязательства инвестировать в строительство новых комплексов не менее 100 млн. евро (или не менее 3 млн. евро при реконструкции существующих мощностей), с другой стороны получают гарантированную существенную экономию на налогах и затратах по приобретению материалов, оборудования и пр.

В настоящее время ОАО «Ванинский морской торговый порт» готовит предложения по созданию на территории порта Ванино портовой особой экономической зоны. По мнению совета директоров и менеджмента предприятия, Ванинский морской порт как территория, уже имеющая достаточно развитую портовую инфраструктуру, однако, обладающая при этом прекрасными перспективами для дальнейшего развития, может и должен рассматриваться в качестве одного из наиболее вероятных претендентов на получение статуса портовой ОЭЗ.

Создание особой экономической зоны на территории Ванинского порта может быть положено в основу опережающего социальноэкономического развития всего района и региона. Федеральным законом предусмотрено создание портовых особых экономических зон на срок до 49 лет это жизнь целого поколения. Будем надеяться, что это поколение сможет воспользоваться предоставленными сегодня возможностями развития, поднять престиж и благосостояние порта, региона и Дальнего Востока в целом.

Прессслужба ОАО «Ванинский морской торговый порт». Газета"Тихоокеанская Звезда"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках