Федеральный ритейлер бытовой техники и электроники — торговая сеть «Техносила» заходит на дальневостчный рынок. За два года сеть намерена занять до половины местного розничного рынка, вложив это более $24 млн.

По мнению участников рынка, нехватка в регионе торговых площадей под формат гипермаркета не позволит «Техносиле» в полной мере осуществить свои амбициозные планы.

Первый магазин «Техносилы» на Дальнем Востоке откроется в середине декабря в Хабаровске в торговом центре «Бронко». Как вчера сообщила „Ъ“ PR-менеджер торговой сети Мария Кузнецова, торговая точка площадью 700 кв.м будет работать по франчайзингу. «Этот магазин станет не просто первым в Хабаровске, с него начнется экспансия сети на Дальний Восток»,— заявила госпожа Кузнецова.

Ъ Торговая сеть «Техносила» создана в 1993 году, входит в ГК СВ. Оборот в 2006 году — $1,012 млрд, EBITDA — $61 млн. По данным агентства GFK, занимает 7,7% рынка. На сегодняшний день торговая сеть насчитывает 121 магазин в 77 городах РФ. Владелец — основатель компании Вячеслав Зайцев.

До осени прошлого года на дальневосточном рынке бытовой техники и электроники работали только местные ритейлеры: «Домотехника» (19 магазинов в Приморском крае), «В-Лазер» (более 70 магазинов во всех крупных городах региона), «Контур будущего» (шесть магазинов в Хабаровском крае, один на Сахалине и один в Якутии) и «Народная компания» (12 магазинов в Хабаровском крае и ЕАО, один в Амурской области и один на Камчатке).

В сентябре 2006 года первый магазин во Владивостоке открыла федеральная торговая сеть «Эльдорадо». За год с небольшим «Эльдорадо» открыло в регионе шесть собственных супер- и гипермаркетов и четыре франчайзинговых магазина, в декабре 2007 года планируется открытие еще одного гипермаркета в Комсомольске-на-Амуре. Емкость рынка бытовой техники и электроники на Дальнем Востоке оценивается участниками рынка в $950 млн.

По словам госпожи Кузнецовой, в 2008 году «Техносила» планирует открыть в регионе уже собственные гипермаркеты во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Находке, Уссурийске, Магадане. Всего в течение 2008–2010 годов в каждом из этих городов будет открыто от одной до четырех торговых точек такого формата в зависимости от емкости местного рынка бытовой техники.

По подсчетам специалистов компании, инвестиции в каждый объект составят порядка $1,4–2 млн. Суммарные инвестиции сети в развитие дальневосточного сегмента превысят $24 млн за два года. «Наша цель — в 2010 году занять 25–50% розничного рынка электроники и бытовой техники Дальнего Востока. Он имеет высокий потенциал развития, наши исследования показывают, что у покупателя востребованы современные форматы торговли и широкий товарный ассортимент с большим количеством брэндов. При этом можно с уверенностью сказать, что рынок Дальневосточного региона практически не насыщен, что вызывает наш дополнительный интерес»,— сообщила „Ъ“ директор по связям с общественностью торговой сети «Техносила» Надежда Сенюк.

Выход «Техносилы» на Дальний Восток — логичный шаг на фоне стагнации рынка бытовой техники в Центральной России, полагают эксперты. По их оценкам, если еще в 2005 году рынок рос на 20–25%, то в 2006 году этот показатель составил уже 16%, а в этом году снизится до 9%.

По мнению аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, заявленные инвестиции ритейлера в развертывание нового сегмента сети выглядят вполне реальными, при условии, что торговые площади будут арендоваться, а не строиться. «Однако „Техносила“ вполне может столкнуться с нехваткой подходящих под ее формат помещений, в результате чего темпы развития сети окажутся ниже заявленных»,— отметил аналитик.

Как рассказали „Ъ“ в пресс-службе «Эльдорадо», проблемы с торговыми площадями у «Техносилы» возникнут «однозначно», особенно во Владивостоке. «Все существующие крупные ТЦ Владивостока с удобными парковками и другими функциональными удобствами уже заняты, а новые открытия в ближайшем будущем не предвидятся»,— сообщили в компании.

По словам коммерческого директора «Домотехники» Андрея Андреева, существенного передела рынка в связи с выходом еще одного федерального ритейлера не произойдет. Он подтвердил проблему нехватки в регионе торговых площадей под формат гипермаркетов. «Если же компания примет решение строить собственные магазины, то добавятся и дополнительные сложности»,— считает господин Андреев.

Он высказал сомнение, что «Техносиле» удастся за два года осуществить свои планы и занять половину рынка. По оценке Сергея Фильченкова, скорее всего, основным конкурентом компании станет именно «Эльдорадо», а не местные игроки. «На двоих сети вполне могут получить 50% рынка ДФО, правда, мы не считаем, что доля „Техносилы“ в регионе будет превышать 15–20%»,— считает аналитик.

Анна Ковалева. "Коммерсантъ"