Форсировать строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" нельзя, поскольку это существенно увеличит стоимость проекта, считает новый президент "Транснефти" Николай Токарев. В задержке строительства трубопровода для восточносибирской нефти он винит прежний менеджмент компании.

"Сейчас проект форсирован по максимуму. Если привлекать новые кредитные ресурсы, то, наверное, можно. Но это будет стоить не 12 миллиардов долларов, а уже совсем другие деньги", - заявил Токарев в опубликованном в понедельник интервью газете "Ведомости".

"Все проблемы ВСТО возникли по банальной причине: интересы тех, кто взялся строить эту трубу, и интересы дела радикальным образом расходились. Те, кто взялся строить, хотели заработать и побольше любым способом, а интересы дела требовали другого подхода и другой организации", - считает Токарев.

По его словам, владельцами двух компаний - генеральных подрядчиков реализации проекта "Краснодарстройтрансгаза" и "Стройсистемы" - являлась практически одна и та же группа физических лиц.

Токарев отказался называть владельцев компаний. Однако, по его данным, "Краснодарстройтрансгаз" "ничего, кроме авторучки в кармане владельца и вывески, не имел".

"Это была полочная компания, ее купили буквально перед началом проекта. Она получила аванс на 7 миллиардов рублей и начала метаться по рынку и искать, кто же будет строить. Но ни одна уважающая себя компания, в том числе и "Стройтрансгаз", к ним на субподряд не пошла, потому что выдвигались неприемлемые и сомнительные финансовые условия.

Пришлось нанимать кооперативы, маленькие компании, у которых 10-20 единиц техники и 100-200 человек рабочих, и вот этими силами что-то делать. Пришлось привлечь еще 2000 китайцев. Это рабочие с отсутствием вообще какой-либо квалификации, которые не представляют даже, как в условиях Сибири строить трубу", - сказал глава "Транснефти", напомнив, что этот генподрядчик должен был отстроить половину трассы.

По его словам, в результате был полностью провален сетевой график строительства.

"Там, где в апреле прошлого года должны были работать строители, до декабря - января этого года шумела тайга и вообще ни души не было. Линейная часть была готова на 40%, нефтеперекачивающие станции - на 23%", - говорит Токарев.

По его словам, только сейчас "Транснефть" перешла на прямые договоры с подрядчиками, пригласила компании, которые реально будут строить и уже начали строить.

"Мы финансируем их работу напрямую из "Транснефти", а не через генподрядчика", - отметил глава компании.

По данным Токарева, сертификацию "Краснодарстройтрансгаз" проходил в частном институте ВНИИСТ, "принадлежащем практически той же группе физических лиц, что владела "Краснодарстройтрансгазом".

"Эта процедура в общем-то была искусственной, поскольку за прохождение сертификации ВНИИСТ получал соответствующую оплату. На сертификации подрядчиков он зарабатывал примерно 400 миллионов долларов в год. Всего на проекте ВСТО ВНИИСТ заработал 700 миллионов долларов", - заявил Токарев газете.

Однако отношения с "Краснодарстройтрансгазом", по его словам, не разорваны, "потому что они не могут объяснить, куда делся аванс". "Просто так взять и прекратить отношения мы не можем", - пояснил президент "Транснефти".

Подвести итог планируется в конце февраля. "Если нам не представят исчерпывающих данных и подтверждающих первичных документов, как расходовался аванс, мы, конечно, будем разбираться в судебном порядке", - заявил Токарев.

По его словам, ситуация у "Стройсистемы" была "немножко получше". "Там подобрались компании, которые что-то пытались сделать, хотя и они в целом выполнили плановые объемы на 40-50% от того, что ожидалось. В итоге к сентябрю 2007 года должно было быть построено 1800 километров ВСТО, а было построено 1200 километров", - цитирует издание слова Токарева.

Сейчас ежедневно у нас варится 5,5-6 километров трубы, хотя еще два месяца назад это было 1,5-2 километра, рассказал он.

Бывший вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил газете "Ведомости", что идеология компании "всегда была: строит не подрядчик, а заказчик". "Проектная документация по объектам ВСТО шла параллельно со строительством", - сказал Григорьев. От других комментариев он отказался, сообщают "Ведомости".

Токарев считает также нереальным построить нефтеналивной порт Козьмино до конца 2008 года. "Транснефть" до сих пор не получила документацию по порту, которая должна была быть готова еще осенью. Проектировщик Козьмино тот же ВНИИСТ.



"Качество проектирования нас тоже не устраивает, поскольку сплошь и рядом есть белые пятна. Но даже если мы в апреле получим проектную документацию по Козьмино, то строить его надо еще минимум 20 месяцев. Каким образом можно было в конце 2008 года ввести в строй этот объект?", - заявил Токарев газете.

Токарев подтвердил также, что решения об ответвлении ВСТО на Китай действительно нет. Единственный документ, регламентирующий эту работу, - протокол между "Транснефтью" и китайской стороной, который был заключен в 2006 году и который предусматривает "изучение возможности строительства ответвления".

Токарев заявил также, что привлечение заемных средств для ВСТО не планируется.

"Мы вписываемся в бюджет и идем в финансовом графике. Хорошую кредитную линию на 146 миллиардов рублей прошлой осенью дал Сбербанк. Из 303 миллиардов рублей бюджета мы уже вложили 200 миллиардов рублей. 43 миллиарда рублей составят отдельные инвестиции в Козьмино", - сказал Токарев.

"Транснефть" - трубопроводная компания, объединяющая все магистральные нефтепроводы России. Протяженность сети - около 48 тысяч километров, по ним перекачивается 93% нефти, добываемой в России. В 2007 году компания поставила на НПЗ 460 миллионов тонн нефти. Выручка по МСФО за первое полугодие 2007 года составила 109,5 миллиарда рублей, чистая прибыль - 35,98 миллиарда рублей.

Государству принадлежит 78,1% акций "Транснефти" (100% голосующих).

РИА Новости