Строительство железнодорожного перехода Сахалин — материк может начаться значительно позже, чем того желает администрация Сахалинской области. Как сообщил глава Сахалинской железной дороги Сергей Тишкин, реальные сроки начала строительства — не ранее 2015 года. Такая задержка связана с необходимостью предварительной модернизации сахалинской магистрали.

Вчера глава Сахалинской железной дороги (СахЖД) Сергей Тишкин сообщил, что 2015 год — оптимальный срок начала строительства мостового перехода остров Сахалин — материк. «На мой взгляд, реализация проекта реально может начаться в 2015 году, так как требуется большой объем подготовительной работы»,— сообщил господин Тишкин. По его словам, администрации Сахалинской области предстоит заказать подготовку проектно-сметной документации по данному объекту.

Предполагается, что переход соединит станцию Ныш СахЖД со станцией Селихино, расположенной вблизи города Комсомольска-на-Амуре. Мост пройдет через пролив Невельского — самое узкое место между материком и островом. По проекту с материковой и островной части будет сделана насыпь. Длина перехода составит около 8 км.

Ъ Вопрос о строительстве моста от Сахалина до материка поднимается с начала прошлого века. Первая попытка была предпринята в середине XX века Иосифом Сталиным, когда под Татарским проливом началось строительство тоннеля, остановленное в 1953 году. В октябре 2005 года заявления о строительстве железной дороги с Сахалина на материк зазвучали вновь. Тогда начальник Сахалинской железной дороги Сергей Тишкин сообщил, что «доставлять сжиженный газ с Сахалина вполне реально в любую точку России». Однако и тогда возведение перехода было отложено. Обширное обсуждение проекта строительства мостового перехода началось в 2006 году. В 2007 году проект был включен в ФЦП «Развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».


В начале марта 2008 года специалисты 14 проектных и научно-изыскательских институтов отобрали два наиболее приемлемых проекта строительства железнодорожного перехода. Первый предполагает возведение глухой дамбы, обводного канала и моста через него (стоимость около 100 млрд руб.), второй — тоннельный переход (112 млрд руб.). В настоящий момент вопрос о том, какой из проектов будет реализовываться, решается федеральным центром. По словам Сергея Тишкина, вариант с глухой дамбой предусматривает строительство электростанции, которая бы работала на морских приливах и отливах, а также связала бы энергосистемы Сахалина и Дальнего Востока. «Но этот вариант имеет много слабых сторон: в районе, где предполагается строительство объекта, высокая сейсмичность, слабые грунты и ряд вопросов, связанных с экологией», — пояснил он.

После определения двух вариантов проектов перехода сахалинская обладминистрация обратилась в МЭРТ РФ с просьбой ускорить реализацию проекта и внести корректировки в федеральные целевые программы «Развитие транспорта РФ на 2010–2015 годы» и «Развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» с тем, чтобы строительство перехода Сахалин — материк перенести на 2009–2015 годы. В текущей редакции этих программ строительство железнодорожного перехода предполагается после реконструкции СахЖД.

Модернизация, необходимая для прокладки мостового перехода, предполагает в первую очередь перешивку проложенной на острове колеи старого японского стандарта ширины 1067 мм на общесетевой стандарт 1520 мм. Сегодня ОАО РЖД выделяет на перешивку магистрали в среднем 2 млрд руб. в год. Если не будет поддержки инвестфонда, то эта работа может затянуться, считает замначальника департамента транспорта администрации Сахалинской области Сергей Ларионов.



Между тем глава ОАО РЖД Владимир Якунин поддерживает областные власти в ускорении реализации проект. Во время своей последней поездки в Хабаровск в феврале 2008 года он заявил, что, с точки зрения транспортного единства, улучшения условий жизни и труда россиян, которые живут на Сахалине, проект строительства мостового перехода должен иметь право на жизнь и реализацию.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"