Логотип
1 1 1 1 1
Животрепещущей темой разговора за «круглым столом» сотрудников государственного заповедника «Болоньский», представителей депутатского корпуса, общества охотников и рыболовов, глав и делегаций национальных населенных пунктов, администрации Амурского района стали проблемы, связанные со статусом и дальнейшим использованием территории, прилегающей к озеру Болонь.

В 1994 году в соответствии с международной конвенцией о правах человека она была объявлена территорией традиционного природопользования (ТТП) малочисленных коренных народов Приамурья, проживающих в Амурском районе. Земли и воды перешли в распоряжение родовых общин, созданных в селах Джуен и Ачан. Но через два года без отмены предыдущего появляется новый документ о придании значительной части этой территории статуса водно-болотных угодий (ВБУ) международного значения в рамках Рамсарской конвенции, что исключает всякую хозяйственную деятельность. Интересы пользователей столкнулись, а «пирог» наслоения документов рос дальше.

Еще через два года на большей части ВБУ организуется государственный заповедник «Болоньский». И вновь без отмены предыдущих решений. Вне его территории остаются примерно половина прилегающего к нему озера Болонь и устье впадающей в этот водоем рыбопромысловой речки Харпи. Но и то, и другое входит в состав водно-болотных угодий.

Председатель районного общества коренных народов Приамурья П. Ходжер рассказала, что при создании заповедника местным жителям обещали предоставить возможность заниматься на его территории сбором дикоросов. Но пошла одна из жительниц Джуена по черемшу и нарвалась на штраф в 500 рублей за нахождение в заповеднике без соответствующего разрешения.

Руководители природоохранного учреждения говорят, что права собирать дикоросы у местных жителей никто не отнимал, но для этого им нужно взять справку в сельской администрации, подтверждающую их проживание в Джуене. Несуразица получается. Вроде бы идут на исконно принадлежащие им земли и в то же время должны доказывать с официальным документом в руках, что они - джуенцы и нарвать для себя черемши имеют законное право.

Кстати, за прошедшие с момента создания ВБУ годы очень многое изменилось. В частности, приказал долго жить комитет по охране природных ресурсов и окружающей среды. Его функции в той или иной мере распределились между другими организациями и ведомствами. Заповедник «Болоньский» неизвестно, на каком основании, но взял на себя право охранять от посторонних лиц оставшуюся за его границами территорию водно-болотных угодий.

Есть, правда, приказ краевого министерства природных ресурсов, в котором говорится, что охрана таких территорий возлагается на федеральные службы. Однако какого-то конкретного документа о передаче полномочий по охране ВБУ заповеднику в природе не существует. Тем не менее, его работники строго следят за соблюдением режима территории, стараясь не допускать на нее никого. Взаимоотношения с охотниками на этой почве накалились до предела.

Районное общество охотников и рыболовов считает территорию вдоль речки Харпи, входящую в состав и водно-болотных угодий, и ТТП, своей промысловой зоной. Таковой она и является с давних пор. (Еще одно наслоение на «пирог». - А.К.). А в 1997 году сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института охоты и звероловства (ВНИИОЗ) провели межхозяйственное охотустройство Амурского района. Составлена карта охотничьих угодий, в состав которых вошла и спорная территория.

У общества охотников и рыболовов имеется лицензия на право вести там промысел и одновременно охранять как свои охотугодья. А потому на вполне законных основаниях выписывают путевки охотникам, направляют туда егерей. Однако работники заповедника смотрят на все иначе. В общем, как бы там ни было, а узелок вокруг территории затянулся тугой. Распутать его и пытались участники «круглого стола».

Сегодня уже всем ясно, что решение о создании водно-болотных угодий, которое было принято когда-то с нарушением законодательства, и от которых остались отдельные островки суши и болот, нужно признать не имеющим юридической силы. Так и поступила администрация Амурского района, поскольку она была зачинщиком организации ВБУ. Решение по отмене статуса водно-болотных угодий направлено на рассмотрение в край.

ВБУ имеют международное значение, и упразднить этот статус самостоятельно местная власть не имеет права. Скорее всего, водно-болотных угодий на территории района не останется. Но что взамен, какая участь ожидает спорные территории?

Заповедник «Болоньский» разработал проект положения о создании защитных участков, курировать которые, разумеется, будет он. Задумка на первый взгляд хорошая. Однако в проекте черным по белому записано, что защищать территорию предполагается в первую очередь от браконьеров и от жителей села Джуен, якобы основательно подорвавших природные богатства этих участков.

Два года назад проект выносился на широкое обсуждение. Жители района его не поддержали. Но идея осталась. Между тем представители коренных народов категорически против присутствия на спорной территории работников заповедника. И не только потому, что «брошен камень в их огород». На водоемах находятся участки промышленного вылова рыбы по выделяемым родовым общинам лимитам.

А проектом предусматривается возможность организации коммерческой рыбалки и охоты. Получается, говорят они, что им нельзя, а кому-то за деньги можно. Охотники тоже не хотят иметь дел с заповедником. Говорят, что у территории достаточно охраны. Работают егеря общества охотников и рыболовов, не оставляют ее без внимания инспекторы рыбнадзора, и присутствие сотрудников заповедника вовсе необязательно.

Александр КАРПЕНКО, спец. корр. в Амурске. "Тихоокеанская Звезда"

фото с сайта zapoved.ru

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках