В индустриальный суд Хабаровска передано необычное уголовное дело о нарушении равенства прав и свобод человека. На первом же занятии по философии преподаватель Дальневосточного государственного индустриально-экономического колледжа попросил всех верующих третьекурсников поднять руки. Треть студентов так и сделала.


И была ошарашена внезапным заявлением: "Имейте в виду: ни зачет, ни экзамен по философии у меня вам сдать не удастся". Преподаватель Владислав Радченко привел логическую цепочку, подтверждающую, что верующий человек не может знать философию.

А значит, он обязан отказать в проведении аттестации по предмету, если они не станут атеистами. Он заставил покинуть аудиторию тех учащихся, которые отказались подчиниться его незаконным требованиям.

Третьекурсники рассказали о том, что происходит в аудитории, родителям.

Из показаний, которые дали старшекурсники и их родители следствию, есть и такие:

"Преподаватель Владислав Радченко называл нас шизофрениками и говорил, что презирает нас". "Что верующие не могут жить в нормальном обществе, должны сидеть дома и таким не место в учебном заведении".

- Он сказал, что у вас болезнь - вера в Бога, и я должен вас лечить, - рассказывает студент Александр Литовченко.

В прокуратуре Индустриального района молодым следователям было непросто собрать необходимые материалы.

- Преподаватель Радченко объявляет себя научным атеистом и говорит о праве пропагандировать свое мировоззрение в стенах учебного заведения, - пояснили в прокуратуре. - По его мнению, религиозная вера антинаучна и ничего общего с философией, которую он, Радченко, преподает, не имеет.

Прокуратура возбудила против преподавателя уголовное дело по части 2 статьи 136 УК России - нарушение конституционных прав граждан в части их религиозной принадлежности, совершенное с использованием служебного положения.

Сам воинствующий атеист считает, что лишь пытался дискутировать со студентами в рамках преподавания философии.

Александр Чубарьян, историк, один из авторов учебника "Религии мира"

- Защищая право человека на веру, не нужно забывать и о том, что неверие - это тоже позиция, система ценностей человека, которая заслуживает не меньшего уважения. Я не могу однозначно судить, труднее ли сегодня быть атеистом в России, чем верующим. Во все времена были фанатики верующие и неверующие, которые убеждали людей в том, что их позиция единственно правильная. Такой фанатизм плох в любом случае. Фанатичное поведение заслуживает общественного осуждения, однако, на мой взгляд, это не повод для уголовного преследования.

Комментарий

Александр Асмолов, психолог, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ:

- К сожалению, мы нередко сталкиваемся с тем, что преподаватели, злоупотребляя своим положением, навязывают учащимся определенное мировоззрение. Это грубейшее нарушение профессиональной этики, такое поведение недопустимо. Не знаю, нужно ли наказывать этого человека через суд, - этот вопрос пусть решают юристы, но то, что он доказал свою профессиональную непригодность, очевидно. Духовные предпочтения человека - это тайна личности, она неприкосновенна. И никто, какую бы власть он ни имел над другими, не вправе указывать им, законам какой религии следовать.

Гульнур Газиева, пресс-секретарь Совета муфтиев России:

- Верить или не верить - личное дело каждого. На мой взгляд, хорошо, что верующие все чаще отстаивают свои права через суд. Это значит, что они уверенно чувствуют себя в государстве. Известен случай, например, когда студент через суд отстоял право посещать мечеть в учебное время.

Адиля Зарипова, Ирина Степура,"Российская газета"