Дальневосточные экологические организации провели проверку строительства нефтепровода ВСТО-2, которая показала, что работы в ряде случаев ведутся без учета рекомендаций экологов, сообщил во вторник сотрудник общественной организации "АмурСоЭС".



Общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектной документации второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2) состоялись в Благовещенске в июне 2008 года. Предложения экологических организаций были приняты к сведению и внесены в специальный протокол заседания специалистами ОАО "АК "Транснефть".

ОДНОСТОРОННЯЯ СВЯЗЬ

"У нас несколько одностороннее общение с "Транснефть", так как предложения и замечания мы вносим, а как там они отразились в окончательном варианте ТЭО проекта, нам не сообщают", - отметила координатор программ Амурского филиала WWF России по ООПТ Светлана Титова.

Представители WWF России в Приморском и Хабаровском краях, общественной организации "АмурСоЭС" в Амурской области обеспокоены состоянием рек и лесов, расположенных вдоль трассы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).

СЛЕДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

"Первое, что было обнаружено, так это огромное количество леса, который частично лежал вдоль просеки, частично был уже закопан около нее. В ОВОС (процедура оценки воздействия на окружающую среду - ред.) были вписаны предложения по созданию специальных оперативных групп при лесничествах и охотуправлениях, которые бы охраняли лес от нелегальных рубок и пожаров, а животный мир от браконьеров", - сообщила Светлана Титова.

По ее словам, следов зверей вдоль трассы экологи не смогли обнаружить даже там, где строительство завершилось несколько месяцев назад.

При въезде в Сковородинский и Архаринский район Амурской области член Совета "АмурСоЭС" обнаружил, что ширина просек под трубу завышена. "В Приморье, проезжая вдоль трассы ВСТО-2, мы заметили, что с южной стороны, где растут деревья ценных пород, таких как ясень, просека шире, чем с северной стороны, где полно осины", - сказала Титова.

РЫБА НЕ ВЫЖИВЕТ

Представители общественности также обеспокоены и строительством переходов через реки, которых по трассе более 400. Все они переходятся траншейным способом - насыпаются большие дамбы из грунта для отвода воды, закапываются трубы.

"Например, вдоль Большой Уссурки перекопано 800 метров русла. И пока непонятно, будут ли эти дамбы ликвидироваться, будет ли производиться рекультивация вдоль берегов? Или грунт будет смыт в реки? Даже неспециалисту понятно, что рыбе не выжить в такой замутненной воде", - сообщила Светлана Титова.

БЫЛО ОБЕЩАНО

В ходе общественных слушаний в 2008 году, главный специалист ООО ЦНИИП "Трансгеопроект" Павел Музыченко, ответственный за исследовательскую деятельность по проекту, отметил, что при сооружении ВСТО будет проведен комплекс специальных геологических мер по предотвращению образования оврагов и эрозии почвы.

Проектом также были предусмотрены мероприятия по рекультивации земель и сохранению плодородного слоя почв.

Общественный контроль над прокладкой трубопровода было решено наладить в декабре 2010 года на заседании Общественного Совета при Росприроднадзоре, в состав которого входят представители крупнейших общественных организаций Дальнего Востока.

РЕКИ БЕЗ ОПЕКИ

"Наша задача - обнаружить нарушения и сообщить о них ответственным органам, так как никаких полномочий в плане наказаний у нас нет. О нарушениях по вырубке леса мы сообщаем в управление лесного хозяйства, что касается животных - в охотуправление. Единственное - не можем найти, кто у нас отвечает за реки: нет крайних, никто не хочет за это браться", - сообщил РИА Новости председатель директор Амурского филиала WWF Юрий Дарман.

Общественный совет при Росприроднадзоре на Дальнем Востоке был создан в 2009 году. Юрий Дарман заявил, что главная задача новой структуры - минимизировать ущерб природе от гигантских дальневосточных строек.

ЗАСТРОЙЩИК ГОТОВ К ДИАЛОГУ

Пресс-секретарь ООО "Дальневосточная строительная дирекция" ("дочка" "Транснефти", заказчик-застройщик ВСТО-2) Алена Ортман, комментируя заявления экологов, подчеркнула в беседе с РИА Новости, что для прокладки нефтепровода ВСТО-2, в основном использовались уже существующие транспортные коридоры, на протяжении многих сотен километров трасса проходит параллельно действующим автодорогам, линиям электропередач.

"Строительство необходимых дорог сопровождается тем, что их начинают использовать и браконьеры. Решая стратегическую задачу для страны, мы не можем еще и бороться с браконьерами", - подчеркнула она.

Ортман напомнила, что в рамках строительства второй очереди ВСТО на территории ДВФО компания создает новые рабочие места и производит налоговые отчисления в бюджет. "Мы не можем взять на себя функции административных органов - полиции, прокуратуры. Однако как социально ответственная компания всецело содействуем борьбе с уголовными правонарушениями", - подчеркнула она.

Ортман добавила, что "Дальневосточная строительная дирекция" готова к конструктивному диалогу с общественностью.

По ее словам, экологи подтверждают, что труба, используемая для строительства нефтепровода, максимально безопасна.

Трасса ВСТО-2 будет построена от Сковородино в Амурской области до спецморнефтепорта "Козьмино" в Приморском крае. ВСТО-2 является частью всей системы ВСТО и технологично соединен с ВСТО-1. Строительство второго этапа трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" протяженностью 2,046 километра проходит по территории Амурской, Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях. «РИА Новости, Светлана Майорова»