Власти Владивостокского морского порта, где скопилось 47 автомобилей из Японии с повышенным фоном радиации, должны провести дезактивацию машин за счет фирм, либо физических лиц, которые ввозили эти автомобили в РФ, заявил в четверг главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.



Специалисты Роспотребнадзора на этой неделе задержали в порту Владивостока 20 машин с повышенным уровнем радиации, доставленных теплоходом из Японии. Ранее, 5 апреля сотрудники Владивостокской таможни при оформлении партии автомобилей, прибывших на грузовом теплоходе из японского порта Ниигата, выявили на трех машинах незначительное превышение радиационного фона - от трех до шести раз выше естественного фона. 6 апреля сотрудники Роспотребнадзора обнаружили еще одну "фонящую" машину.

По данным на четверг, Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) вынужден хранить на территории своего специализированного автомобильного терминала уже 47 японских машин, запрещенных к выдаче из-за обнаружения у них завышенного радиационного фона, говорится в сообщении порта. Автомобили как таможенный груз размещены на выделенной площади склада временного хранения.

"Что касается стоящих автомобилей, то по существующему порядку в нашей стране, они должны пройти дезактивацию, которую должны осуществить власти порта. В случае успеха дезактивации, автомобиль может быть пропущен на территорию РФ", - сказал Онищенко.

По его словам, в противном случае должен ставиться вопрос о вывозе автомобиля обратно на территорию Японии. Онищенко напомнил, что первые автомобили с повышенным радиационным фоном, импортированные из Японии, были задержаны на Дальнем Востоке 4 апреля. Российские эксперты 8 апреля провели переговоры с японскими коллегами, чтобы "понять, насколько Япония готова гарантировать непоставку в Россию такого рода изделий".

"Пока мы никаких гарантий не получили и нам не понятен порядок выпуска такой продукции в Японии, хотя ранее давались заверения, что ни один автомобиль, ни один продукт не выйдет из Японии, если он будет контаминирован радионуклидами", - сказал Онищенко.

По его словам, служба дала предписание властям порта во Владивостоке либо не пускать "фонящие" автомобили, либо проводить дезактивацию. "Прежде, чем тратить деньги, можно получить гарантии", - отметил Онищенко, сообщив, что дезактивация будет проводиться за счет физических лиц, либо организаций, ввозивших японские автомобили.

Представитель пресс-службы Дальневосточного таможенного управления ранее сообщил РИА Новости, что превышение радиационного фона у 47 "фонящих" автомобилей, выявленных с 1 по 14 апреля, составило от 2,3 до 6 раз. Помимо этого, у нескольких машин зафиксировано наличие снимаемого загрязнения радионуклидами.

После разрушительного землетрясения 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" произошла серия аварий и взрывов, вызванных выходом из строя системы охлаждения. На АЭС было зафиксировано несколько утечек радиации. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности, изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах питания.

В настоящее время зона отчуждения вокруг АЭС "Фукусима-1" составляет 20 километров, а жителям в радиусе 30 километров от станции рекомендовано покинуть свои дома. РИА Новости