В споре РТРС и хабаровской компании «ТВ-сеть», предоставлявшей жителям города доступ к 24 телеканалам, подведен промежуточный итог: суд признал необоснованной приостановку демонтажа оборудования оператора.


РТРС также обратилась с иском к «ТВ-сети» на 1 млн руб., требуя возместить расходы на обслуживание оборудования с апреля по начало сентября. В «ТВ-сети» настаивают, что за оборудование платили, но средства возвращались как «переплата», а позволить переместить оборудование не могли, так как потеряли бы охват территории сигналом.

Арбитражный суд Хабаровского края отменил обеспечительные меры, запретившие ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) демонтировать оборудование ООО «ТВ-Сеть», осуществлявшего вещание в Хабаровске на 24 каналах. Ранее приставы приостановили демонтаж, поскольку судебное разбирательство между компаниями еще ведется, но суд по иску РТРС признал подобные действия незаконными.

Спор между вещателями, напомним, идет с весны: РТРС решила снять передатчик «ТВ-сети» со своего антенно-мачтового сооружения (АМС), но компания посчитала эти действия, из-за которых ей пришлось бы прекратить вещание пакета каналов «А-мега-ТВ», нарушающими договор и оспорила их в суде („Ъ“ писал об этом 25 октября).

В пресс-службе РТРС заявили, что руководству ООО «ТВ-сеть» было предложено перенести свое оборудование с АМС-16 на другой объект, как это сделали другие операторы, но компания отказалась. «Все компании, размещавшие свое оборудование на объекте, были извещены о плановой реконструкции еще в ноябре 2011 года,— говорит пресс-секретарь РТРС Игорь Степанов.— Это была абсолютно плановая процедура по модернизации объекта. Аналогичные ситуации решились с нашими партнерами в рабочем порядке — без вопросов. Но с «ТВ-сетью» отчего-то так не произошло».

В ООО «ТВ-сеть» утверждают, что пожелания РТРС были приняты к сведению. «С начала данного спора компания осуществляет поиск альтернативных мест размещения оборудования,— поясняет юрист Ольга Голоднева.— Но, к сожалению, всеми высотными антенно-мачтовыми сооружениями монопольно владеет РТРС, и размещать оборудование ООО „ТВ-сеть“ на других своих мачтах они не намерены по каким-то личным амбициям». РТРС предложила «ТВ-сети» вариант переноса оборудования на АМС высотой 60 м, но компании данный вариант не подходит, причем по причинам, которые РТРС известны, утверждает госпожа Голоднева.

В «ТВ-сеть» настаивают, что санитарная защитная зона вещательной антенны стандарта MMDS должна быть не менее 90 м. «Ее уменьшение приведет к воздействию вредных излучений на организм сотрудников радиоцентра РТРС и ООО „ТВ-сеть“, обслуживающих оборудование»,— говорит исполнительный директор ООО «ТВ-сеть» Антон Ионов. Кроме того, объясняет он, предложенная высота антенны в 60 м не позволит покрывать сигналом и половины города Хабаровска, а это — «нарушение лицензионных условий и ограничение доступа абонентов к каналам». Ранее для охвата всего города оборудование ООО «ТВ-сеть» располагалось на высоте 160 м.

В РТРС технологию MMDS считают бесперспективной, «не выдерживающей рыночную конкуренцию». «Оператор тоже должен развиваться,— объясняет представитель компании Игорь Степанов.— Если бы они хотели предоставлять эту услугу населению, то им тоже нужно было думать о смене стандарта, о смене технических решений, о необходимости переходить в цифру. Аналоговое вещание не может развиваться». Переход на «цифру», поясняет он, решил бы многие проблемы ООО «ТВ-сеть» — например, позволил бы уйти от проблемы с высотой подвеса антенны и превышения вредного излучения, но телекомпания посчитала это нерентабельным.

«На цифровое вещание необходимо заново оформлять разрешительные документы, что занимает порой от шести месяцев до года, и приобретать дорогостоящее цифровое передающее оборудование,— парирует господин Ионов. — Но и это не решит проблему, так как домовые системы жителей города сконструированы для приема аналогового сигнала, и для приема сигнала MMDS в цифровом стандарте потребуется реконструкция домовых телевизионных хозяйств всего города. Это просто нереально сделать в короткие сроки — ни физически, ни материально».

Тем временем РТРС обратилась в арбитражный суд с иском на ООО «ТВ-сеть», потребовав компенсации в сумме 1 млн руб. Размер требований РТРС на своем официальном сайте аргументирует тем, что «с апреля и до демонтажа антенны в сентябре размещение оборудования для трансляции пакета каналов „А-мега ТВ“ осуществлялось за счет средств Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ, структура РТРС в ДФО.— „Ъ“)».

В ООО «ТВ-сеть» с суммой иска не согласны. «Говорить о том, что с апреля по сентябрь трансляция пакета каналов „А-мега ТВ“ осуществлялось за счет ДВРЦ — откровенное лукавство,— говорит госпожа Голоднева. — ООО „ТВ-сеть“ ежемесячно перечисляло на расчетный счет ДВРЦ плату за техническое обслуживание и электроэнергию». Как уточняет Антон Ионов, всего за указанный период «ТВ-сеть» перечислила 574,45 тыс. руб. Но ДВРЦ возвращал все произведенные платежи с формулировкой «Возврат излишне перечисленных сумм». Рассмотрение иска по существу назначено на 19 ноября. Ольга Гончарова, Коммерсантъ