Страховые компании Амурской области продолжают навязывать населению дополнительные услуги при заключении договоров ОСАГО. Это послужило поводом для многочисленных прокурорских проверок в отрасли.

Напомним, российское законодательство запрещает страховщикам продавать потребителям услуги в довесок. Требования для заключения договора ОСАГО застраховать свою жизнь или пройти повторный техосмотр, причем в конкретной компании, являются незаконными.

На деле же, если человек отказывается от дополнительных услуг страхования, его отправляют восвояси, оставляя без "автогражданки". Таких случаев в Амурской области не единицы и даже не десятки. Автовладельцев зачастую ставят в безвыходное положение.

- В ходе проверок законности действий страховых фирм в каждом случае прокурорами Благовещенска, Белогорска, Свободного, Тамбовского районов факты несоблюдения прав автовладельцев подтверждались неоднократно, - говорит старший помощник прокурора Амурской области Елена Кондратьева.

По результатам этих проверок прокуроры вносят представления об устранении компаниями нарушений законов. Наказания тоже практикуются - словесные. Например, в феврале текущего года на основании представления прокурора Михайловского района начальник страхового отдела одной из компаний получил замечание от своего руководителя.

Несмотря на это, практика навязывания услуг продолжается. Как замечают в правоохранительных органах, кажется, что страховые фирмы вообще игнорируют закон. Компании отклонили представления прокурора Благовещенска, в результате чего он направил материалы в региональное УФАС для дальнейшего расследования. Так же был вынужден поступить и прокурор Белогорска.

- Согласно действующим законам "Об организации страхового дела", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "О защите прав потребителей" навязывание договоров страхования недопустимо, - разъясняет Елена Кондратьева. - Договор ОСАГО является публичным договором, то есть он должен быть заключен со всеми обратившимися гражданами. Отказ страховых компаний при наличии возможности предоставить потребителю услугу незаконен.

Что касается техосмотров, то, как напоминают специалисты, в соответствии с законодательством они проводятся исключительно в том пункте ТО, который выбирает владелец транспортного средства, а не в том, на который указывает страховщик. Кроме того, повторный техосмотр должен проходить лишь автомобиль, техническое состояние которого признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Между тем эксперты дают один простой совет, как избежать ненужных страховок. Заявление о заключении договора с описью вложения (копиями заверенных документов) заранее можно направить в страховую компанию в порядке оферты - предложения. В течение 30 дней заявление должно быть рассмотрено, а договор - заключен. Можно заполнить предлагаемую форму ОСАГО и с приложением всех документов оставить в страховой компании. Вообще, обращаясь в страховую компанию, ограничиваться устным заявлением не стоит, надо оформить и письменное. Если вдруг откажут в заключении договора ОСАГО, все это должно быть подтверждено документально.
Прямая речь

Александр Дегодьев, руководитель Амурского УФАС РФ:

- Амурское УФАС России провело анализ рынка страховых услуг Приамурья. В результате в сфере заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности было установлено доминирующее положение одной из компаний - ООО "Росгосстрах". Дело в том, что запреты, установленные антимонопольным законодательством, не распространяются на организации, не занимающие доминирующего положения на рынке. Поэтому действия других страховщиков мы рассматривать не можем. В адрес же ООО "Росгосстрах" 28 февраля 2014 года направлено предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В Амурское УФАС России и другие контрольные органы продолжают поступать обращения граждан на неправомерные действия страховой компании. Наше ведомство возбудило в отношении филиала "Росгосстраха" два дела об административных нарушениях. Штраф может составить более миллиона рублей. "Российская газета" Татьяна Александрова