По результатам проверки, проведенной по инициативе краевой ассоциации транспортников, прокуратура Хабаровска опротестовала постановление мэра города Александра Соколова, которым запрещается автомобилям грузоподъемностью более 12 т проезжать без оплаты по дорогам общего пользования, находящимся в ведении муниципалитета. Надзорным органом было установлено, что взимание платы за проезд по городским дорогам тяжелогрузного транспорта производилось незаконно.

Как вчера сообщила начальник отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края Вера Леонова, городской прокуратурой внесен протест на постановление мэра Александра Соколова, подписанное 18 марта 2008 года. Оно определяет размер выплат за вред, причиняемый автомобилями, перевозящими тяжеловесные грузы.

Напомним, поводом для проверки послужило обращение в надзорный орган членов хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто» с просьбой дать правовую оценку этому постановлению. Согласно документу, автомобили, весящие более 12 т, ежесуточно должны вносить плату за право проезда по дорогам города.

Причем это касается и транспорта, занимающегося пассажирскими перевозками. Минимальная плата в сутки — 120 руб. — предусмотрена для автобусов ПАЗ-3201, максимальная — 5340 руб. — для КАМАЗов-54112 с 12-метровым полуприцепом.

В ходе проверки было установлено, что, приняв постановление, Александр Соколов нарушил требования ст.11 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Как пояснила Вера Леонова, согласно закону, установление порядка возмещения вреда, а также порядка определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ. «Но до настоящего времени органами госвласти РФ эта сфера правоотношений не урегулирована, поэтому органы местного самоуправления не вправе определять размер вреда самостоятельно»,— рассказала госпожа Леонова.

Начальник управления административно-технического контроля мэрии Хабаровска Александр Якимов вчера сообщил „Ъ“, что плата с владельцев большегрузного транспорта будет взиматься до тех пор, пока мэр города не отменит соответствующее постановление. По мнению господина Якимова, документ, определяющий размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортом, «вполне логичный».

«Это постановление возникло не на пустом месте, а на основании документа, который подписал губернатор Хабаровского края в сентябре 2006 года. В нем четко прописано, что органам местного самоуправления рекомендовано взимать плату за пользование дорогами общего пользования, проходящими через город. Получается, что за пользование федеральными дорогами плата берется, за пользование краевыми — тоже.

А по городу все должны ездить просто так? Мы считаем иначе»,— высказался господин Якимов. Он предположил, что автотранспортникам выгоднее иметь одну машину грузоподъемностью 40 т, чем несколько по 12 т. «Именно поэтому ассоциация выступает против, им не хочется создавать автопарк из трех машин и платить три зарплаты, им выгоднее нанять одного водителя и работать, а что будет с дорогами — никого не интересует»,— заметил господин Якимов.

Президент хабаровской краевой ассоциации автотранспортников Виктор Шпаков вчера назвал постановление мэра «правильным и нужным», однако сообщил, что членов ассоциации не устраивает в документе определение тяжеловесности автотранспорта и размер выплат. «В постановлении мэра понятие тяжеловесности свободно трактуется, цифра „12 т“» была взята с потолка, и нет никакого обоснования, почему именно такой вес безболезненно могут выдерживать городские дороги»,— высказался господин Шпаков.

По его словам, для того, чтобы точно определить вред, который может нанести большегрузный транспорт дорогам, муниципалитет должен подготовить реестр дорог, технические паспорта с указанием, какую массу могут выдерживать эти дороги. «Пока же непонятно, к какой категории относятся дороги, проходящие по городу, и непонятно, почему взимается такая плата»,— сказал глава ассоциации автотранспортников. Он добавил, что вполне удовлетворен прокурорским протестом.

В прокуратуре сообщили, что добиваться признания постановления мэра незаконным надзорный орган будет в Арбитражном суде Хабаровского края, куда уже направлено заявление.

Марина Ильющенко. "Коммерсантъ"