В торжественном митинге, посвященном открытию памятника, приняли участие командир ордена Октябрьской Революции 1-го железнодорожного корпуса генерал-майор Аркадий Воробкало, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Сергей Кирилюк, представители ветеранских организаций, работники городской администрации. Об этом РИА «27 Регион» сообщил заместитель начальника по работе со СМИ ДВЖД Инна Пепеляева.

Открытие памятника приурочено к 157-летию железнодорожных войск. Первый пробный поезд под рекой Амур у Хабаровска прошел в 1941 году. А в постоянную эксплуатацию самый длинный в стране подводный тоннель протяженностью 7 километров вступил в 1942 году. По историческим данным, планы по сооружению железнодорожного тоннеля под Амуром появились еще в начале ХХ века. В 1906 году на берега великой дальневосточной реки пришли изыскатели будущего Амурского участка (Куэнга-Хабаровск) Великого Сибирского пути.

На основе проведенных работ предлагалось несколько проектов моста и тоннеля под Амуром. Кстати, посетители выставки Приамурского края, проводившейся в 1913 г. в столице края - Хабаровске, могли видеть проекционный чертеж тоннеля с изображением поезда, совершающего этот подводный путь. Но «победил» проект железнодорожного моста, “привязанный” к селению Осиповка, находившемуся в 8 км от города.

Учитывая уязвимость такого важного стратегического объекта, как Амурский железнодорожный мост, а также увеличение грузопотока для обороны и развивающегося народного хозяйства Дальнего Востока, в 1936 г. по инициативе Генерального штаба РККА принято решение о сооружении под Амуром, недалеко от моста, железнодорожного тоннеля. Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7.198 м разработан Союзтранспроектом.

Памятник воинам-железнодорожникам, строившим тоннель под Амуром

С 1942 по 1964 гг. тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В 1960-е годы в целях увеличения пропускной способности однопутный тоннель стал использоваться для движения грузовых составов в нечетном направлении. С начала 1980-х годов, после завершения электрификации дороги в западном от Хабаровска направлении, по тоннелю стали пропускаться и пассажирские поезда, в т.ч. пригородные.

В настоящее время эксплуатируемый более 65 лет Амурский тоннель требует капитального ремонта, который планируется произвести после окончания в 2009 году реконструкции второй очереди мостового перехода через реку Амур, сообщает служба по связям с общественностью ДВЖД.