Открытие памятника приурочено к 157-летию железнодорожных войск. Первый пробный поезд под рекой Амур у Хабаровска прошел в 1941 году. А в постоянную эксплуатацию самый длинный в стране подводный тоннель протяженностью 7 километров вступил в 1942 году. По историческим данным, планы по сооружению железнодорожного тоннеля под Амуром появились еще в начале ХХ века. В 1906 году на берега великой дальневосточной реки пришли изыскатели будущего Амурского участка (Куэнга-Хабаровск) Великого Сибирского пути.
На основе проведенных работ предлагалось несколько проектов моста и тоннеля под Амуром. Кстати, посетители выставки Приамурского края, проводившейся в 1913 г. в столице края - Хабаровске, могли видеть проекционный чертеж тоннеля с изображением поезда, совершающего этот подводный путь. Но «победил» проект железнодорожного моста, “привязанный” к селению Осиповка, находившемуся в 8 км от города.
Учитывая уязвимость такого важного стратегического объекта, как Амурский железнодорожный мост, а также увеличение грузопотока для обороны и развивающегося народного хозяйства Дальнего Востока, в 1936 г. по инициативе Генерального штаба РККА принято решение о сооружении под Амуром, недалеко от моста, железнодорожного тоннеля. Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7.198 м разработан Союзтранспроектом.
С 1942 по 1964 гг. тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В 1960-е годы в целях увеличения пропускной способности однопутный тоннель стал использоваться для движения грузовых составов в нечетном направлении. С начала 1980-х годов, после завершения электрификации дороги в западном от Хабаровска направлении, по тоннелю стали пропускаться и пассажирские поезда, в т.ч. пригородные.
В настоящее время эксплуатируемый более 65 лет Амурский тоннель требует капитального ремонта, который планируется произвести после окончания в 2009 году реконструкции второй очереди мостового перехода через реку Амур, сообщает служба по связям с общественностью ДВЖД.