В 2009 году может появиться регулярное автобусное сообщение между Хабаровском и Харбином через погранпереход Покровка—Жаохэ. По мнению экспертов, рейс будет востребован у населения со средним уровнем доходов, в том числе у молодежи, если цена в обе стороны не превысит $100.


2009 году может появиться регулярное автобусное сообщение между Хабаровском и Харбином через погранпереход Покровка—Жаохэ. По мнению экспертов, рейс будет востребован у населения со средним уровнем доходов, в том числе у молодежи, если цена в обе стороны не превысит $100.

Вчера завершился визит в Хабаровск делегации управления транспорта министерства коммуникаций КНР. Китайские специалисты договорились о совместной разработке регулярного автобусного маршрута Хабаровск – Харбин с представителями министерства промышленности, транспорта и связи Хабаровского края. Прежде рейсы между столицами Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян были «чартерными», по заявкам туркомпаний.

Теперь, как пояснил „Ъ“ замминистра промышленности, транспорта и связи Виктор Савченко, планируется сделать регулярный рейс с фиксированным расписанием движения.

Им смогут пользоваться как туристические группы, так и одиночные пассажиры, получившие визу. Маршрут «Хабаровск — Харбин» будет организован в рамках соглашения между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении, подписанного в Пекине 18 декабря 1992 года. Перевозки между странами должны выполняться на паритетной основе.

Хабаровские власти рассчитывают, что открытие постоянного маршрута позволит переместить потоки хабаровских туристов, едущих в Харбин через ЕАО и Приморский край, где уже открыты регулярные авторейсы, на хабаровский пункт пропуска «Покровка — Жаохэ». Назвать существующий поток хабаровских туристов в КНР в краевом правительстве затруднились.

По словам руководителя КГУП «Хабводтранс» (оператора пунктов пропуска «Покровка — Жаохэ» и «Речной порт Хабаровск –— Фуюань») Станислава Шишкова, в процессе переговоров китайцы настаивали на вариантах движения из городов КНР в Хабаровск через пункты пропуска Приморья и ЕАО. Например, по маршрутам «Дзямусы — Нижнеленинское — Биробиджан — Хабаровск» и «Хулинь — Марково — Дальнереченск — Хабаровск».

«На мой взгляд, это очень невыгодно для Хабаровска, поскольку финансовые потоки в таких случаях будут оседать на других территориях. К тому же эта веерная транспортная экспансия через другие регионы — очень непростой вопрос, который носит политический характер», — считает господин Шишков.

Впрочем, мощности приморского пограничного пункта вряд ли справятся с дополнительной нагрузкой. «Технические возможности наших пунктов пропуска практически исчерпаны, возможности пропускать транспортные средства других регионов у нас нет. У нас самих есть проблемы: возникают заторы транспорта при возвращении в Россию.

Сейчас пункт пропуска «Пограничный —Суйфэньхэ», пользующийся особым спросом, работает по 12 часов в день, решить существующие проблемы можно при условии его круглосуточной работы», — рассказал начальник отдела автотранспорта департамента промышленности, транспорта и связи Приморского края Валерий Мариенко.

По мнению Виктора Савченко, регулярное автосообщение между Хабаровском и Харбином может быть открыто в 2009 году. Чиновник рассказал, что в начале будут использоваться возможности только сезонной паромной переправы через Уссури на пункте пропуска «Покровка — Жаохэ». Изучается также вопрос укрепления ледового перехода, чтобы автотранспорт ходил и в зимнее время.

Путь из Хабаровска в Харбин длиной более 800 км, по подсчетам Станислава Шишкова, «в самом жестком варианте движения» с небольшими остановками общей сложностью два часа, займет около 16 часов. Виктор Савченко подчеркнул, что для перевозок будут отобраны самые сильные, финансово обеспеченные компании, готовые предоставить комфортабельные автобусы: «Чтобы не стыдно было.

Никаких ПАЗиков не будет». На каких условиях и как российская сторона будет отбирать свои пассажирские компании-перевозчики по маршруту «Хабаровск — Харбин», в краевом минтрансе еще не решили.

Руководитель Азиатско-Тихоокеанского регионального отделения Российского союза туроператоров, гендиректор «Дальневосточной международной туристической компании» Александр Осауленко вчера затруднился оценить, насколько популярен будет создаваемый маршрут. «Все зависит от цены. Вряд ли им воспользуются коммерсанты: деловые люди ценят свое время. Сейчас полет Хабаровск — Харбин занимает 50 минут, стоимость рейса около $250–270.

Скорее всего, автобусный маршрут, если его стоимость туда-обратно не превысит $100, будет востребован у людей среднего дохода, особенно у молодежи: через ЕАО в Харбин, в основном, ездят молодежные группы».

В ближайшее время представители Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян намерены детально проработать маршрут «Хабаровск — Харбин», изучить возможности формирования пассажиропотока и подготовить документы для обсуждения на правительственном уровне.

Марина Кравченко. "Коммерсантъ"