Не так давно в нашей стране был принят закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности». По сути, он принципиально меняет отношения между туристом и туристической фирмой. Многие помнят, как кипели страсти на стадии принятия закона, вносились предложения по дополнению и изменению статей в законопроекте, появилось множество публикаций в различных изданиях.

Но мало кто рассматривал тот самый законопроект, а теперь уже федеральный закон с точки зрения интересов самого туриста.
Конечно, в первую очередь любая туристская организация тут же просчитывает, что она будет иметь с принятием этого закона, ведь от этого зависит, будет ли она и дальше заниматься турбизнесом или ей придется пересматривать направление своей деятельности.

Работая на туристическом рынке более сорока лет, мы совершенно отчетливо представляем себе как позитивные, так и негативные стороны нового закона.
На наш взгляд, он предоставляет туристу гарантии полноценного отдыха, не омраченного отсутствием для него места в гостинце либо обратного билета на самолет, не говоря о более серьезных случаях, например, природных катастрофах и других форс-мажорных обстоятельствах.
Кому-то, наверное, покажется, что туристический бизнес прост и не требует больших изначальных вложений. Судите сами, квартира - арендованный угол в каком-либо офисе, минимум рекламы, демпинговые цены, и первые деньги с туриста - в карман.

Не секрет, что из более 240 турфирм, зарегистрированных в Хабаровском крае, далеко не все могут оперативно помочь своему туристу в далекой стране.
Кроме того, Дальний Восток никто не считает туристической Меккой. Это объясняется отсутствием необходимой инфраструктуры, да и обслуживание (из-за ряда объективных причин) компании могут гарантировать явно не европейского стандарта.
Вот почему туристы из Японии, Кореи, США не желают подвергать себя риску, связанному с экстремальным пребыванием на дальневосточной земле, а предпочитают прямые рейсы в европейскую часть нашей России.
В итоге на туристическом рынке остается наш ближайший сосед - Китай. Однако, учитывая геополитические интересы КНР, турбизнес здесь достаточно специфичен. Общеизвестно, что Китай усиленно развивает инфраструктуру и строит со свойственной ему быстротой туриндустрию на юге, привлекая дальневосточного туриста. А с севера в Россию двигает рабочая сила, торговцы ширпотребом штурмуют дальневосточные рынки. И, чего греха таить, очень многие турфирмы, если их можно так назвать, были ориентированы именно на «челночный» туризм.

Родилась новая формация российского туриста - «помогайка», что очень точно определяет суть такого туриста: он помогает Китаю завоевывать экономическое пространство России, унижаясь и таская за собой через границу сумки с китайским товаром сомнительного качества.
От такой «экономической» деятельности, понятно, ни копейки не поступает в уплату налогов, не говоря уже об отчислениях в бюджет. Если внимательно рассмотреть работу пункта пропуска «Хабаровск - речной порт (пассажирский)» на направлении Хабаровск - Фуюань, даже не искушенный в делах туризма поймет, что туризмом здесь, что называется, и не пахнет.

В лучшем случае две-три фирмы направляют за рубеж российских туристов-шопников, остальные заняты полукриминальным бизнесом - ввозом китайского товара. Контролирующие органы даже запомнить не успевают «варягов от туризма».

Понятно, что говорить о качестве оформления документов не приходится. Естественно, всем хочется заработать за навигацию на год вперед, и никого из руководителей не волнуют крутые скользкие трапы, отсутствие минимальных удобств. Так что навигационный период в речном порту чем-то напоминает золотую лихорадку времен Клондайка.

Да, с принятием нового закона, несомненно, будет передел на туристическом рынке. Но это лучше, чем беспредел. В настоящее время наш потенциальный клиент дезориентирован.
Вглядываясь в рекламные страницы в местной газете, он удивляется появлению все новых и новых организаций, предлагающих ему «сказочный» отдых за пустяковую цену. А вот включение рыночных механизмов даст возможность определить наконец компании, занимающиеся этим бизнесом серьезно, способные сделать его привлекательным не для торговцев и незаконных мигрантов из КНР, а для цивилизованных туристов, действительно желающих познакомиться с нашей уникальной флорой и фауной, историческими местами и памятниками.

Что произойдет с введением финансовых гарантий, которые определил принятый закон? Этот вопрос сейчас волнует многих. И… подвигает к серьезным действиям уже сегодня.

Да, сегодня не вызывает сомнения тот факт, что нужно укрупняться, пересматривать свои отношения с партнерами. Очевидно и то, что с рынка, несомненно, уйдут фирмы, которые всю свою работу ориентировали на китайский шопинг, извлечение сиюминутной выгоды.
Правда, в прессе появляются высказывания, что в связи с уменьшением на рынке туркомпаний цена путевки возрастет. На наш взгляд, эта точка зрения безосновательна. С сокращением таких компаний математически увеличивается число потенциальных клиентов на каждую из них, так как желание путешествовать и отдыхать мало зависит от количества фирм, предлагающих свои услуги, а зависит прежде всего от качества предоставляемых услуг.

Несомненно, любая компания в первую очередь должна заботиться о безопасности туриста на маршруте. Посмотрите, какова нынче ситуация с автобусными турами. Да, такой тур привлекателен. Имея свой автобус, не нужны дополнительные стыковки транспорта, договоры с транспортными организациями… Налицо высокая оборачиваемость средств. Но скажите, много ли компаний имеют свое автопредприятие со штатом механиков, водителей? Все ли проходят предрейсовый осмотр? Имеются ли условия для ремонта, обслуживания и диагностики?

Не секрет, что фирма, купившая бывший в употреблении автобус, нынче вынуждена заключать липовые договоры с автохозяйствами, где транспорт стоит под открытым небом и нет никакой возможности провести необходимый технический осмотр и ремонт. Совсем наивно было бы предположить, что водителя перед выездом проверяет врач...

То есть в погоне за прибылью забывается самое главное - качество и безопасность. А ведь эти два слагаемых должны быть главными в деятельности любой туристической компании...

Н. Максименко, генеральный директор ЗАО «Хабаровсктурист»