Близ Хабаровска на строительстве водовода Тунгусского месторождения завершается самый трудный этап - прокладка дюкера по основному руслу Амура. Ширина реки здесь 1450 метров. Прошлой зимой по дну был уложен первый рукав водовода.


Возобновить работы по прокладке второго дюкера строители смогли совсем недавно, когда на реке образовался лед, способный держать многотонную технику.

В летний период проводить эти работы нельзя было, так как именно в этом месте реки проходят судоходные пути.

Первые 200 метров от правого берега уже пройдены, там на дне мягкие грунтовые породы, поэтому работы шли быстро. А вот дальше, примерно в 750 метрах, на дне - скала, причем настолько твердая, что для ее разработки пришлось технику закупать в Японии.

Это специальный гидравлический молот - машина, похожая на экскаватор, только вместо ковша - телескопическая стрела, на конце которой стальное «зубило».

Верхний, более мягкий слой, прикрывающий скалу, расчищает экскаватор. Вся техника установлена на барже.

Но прежде чем за дело возьмутся механизмы, на дно Амура опускаются водолазы. Сегодня там трудятся четыре специалиста, каждый из которых может провести под водой не более двух часов в восьмичасовую рабочую смену. Профессионалы уходят под лед посменно, невзирая на время суток, так как стройка ведется в круглосуточном режиме.

Под водой - кромешная тьма, разметка места будущей траншеи ведется по тросам, которые спускают с берега на дно и по которым ориентируются водолазы. Чрезвычайно сложные работы доверены лучшим и самым опытным мастерам. Среди них - династия Новоселовых.

Николай Иванович работает водолазом уже более 35 лет. Его умение и опыт требовались практически на всех краевых стройках, где проводились подводные работы. Но нигде не было так сложно, как на прокладке этого дюкера.

- Все дело в длине подводного трубопровода и в особенностях донных пород, - говорит Новоселов-старший. - Это, конечно, далеко не первый опыт подобных работ у нас в крае и в других городах России. Но я, например, знаю, что строительство водовода через Енисей и Волгу несколько раз прекращалось из-за больших неполадок и аварий. Хабаровские проектировщики и строители учли эти ошибки, и у нас все идет без катаклизмов.

Пока мы беседуем с Николаем Ивановичем, на поверхности воды в небольшой ледовой полынье появляется водолазный шлем: его сын Александр закончил свою смену.

Мгновенно покрывающийся ледяной коркой костюм необходимо снимать в мгновение ока, иначе, как говорят водолазы, он встанет колом и высвободиться из «ледяного панциря» будет практически невозможно. Резиновый скафандр стаскивают с Александра всей командой.

- Там даже жарко, - смеется парень. - Вода же не замерзает, значит, теплее воздуха. А когда работаешь, то вообще, как в Африке. Выныривать холодно, но я привык. Меня с малолетства отец с собой на работу брал. Помню, он работает, а я на берегу жду и мечтаю, что когда-нибудь и я вот так же смогу увидеть, что там под водой.

Мечта сбылась. Здоровье, которое, понятное дело, у водолазов должно быть не хуже, чем у космонавтов, не подкачало. И родное предприятие, куда он пришел после школы, поспособствовало его поступлению в школу водолазов в Москве. Вот уже 15 лет Александр и Николай Иванович работают в одной бригаде. И это Новоселов-младший считает еще одним большим везением в своей жизни.

На дне Амура водолазы с помощью гидромонитора - шланга, из которого под сильным напором хлещет струя воды, намечают место будущей траншеи. После этого техника снимает грунт и скальные породы. А потом траншею заново обследуют водолазы, извлекая из нее оставшиеся обломки камней и ровняя песок.

Работы на самом «твердом» участке дна идут медленно. На подготовку 50 метров траншеи уходит 1,5-2 недели. Но все работы по укладке дюкера через Амур будут завершены 10 марта 2009 года.

На самом водозаборе временное затишье. Ранней весной прошлого года был сделан первый забор воды из пилотной установки по ее очистке. После детального исследования выяснилось, что содержание марганца в ней завышено. За это время установка была отлажена заново.

На этот раз, по заключению хабаровских экспертов, вода полностью соответствует санитарным нормам. Но технологию еще предстоит утвердить на специальном совете в Москве, где свое мнение должны высказать специалисты НИИ «Водгео». На днях туда отправятся технологи МУП «Водоканал». Только после положительного заключения о состоянии воды начнутся работы по проектированию и строительству основных скважин водозабора.

- Проблемы с качеством очистки воды были предсказуемы. Пилотная установка поэтому так и называется, что с ее помощью проводятся испытательные, исследовательские работы, - говорит заместитель директора по капитальному ремонту МУП «Водоканал» Виктор Фориков. - Так что в этом плане все идет по графику и никак не может отразиться на сроках завершения всего строительства.

Но есть другой фактор, из-за которого тунгусская вода не придет в город ни в нынешнем году, как заявлялось ранее, и даже ни в 2010-м.

- Правительство России сократило финансирование объекта на 15 процентов, - говорит Фориков. - Вместо обещанного на этот год одного миллиарда рублей поступит только 850 миллионов рублей. В то же время цены на все - оборудование, электроэнергию, технику - растут с каждым днем.

Еще когда мы только начинали строительство, было посчитано, что весь проект будет стоить чуть более 4 миллиардов рублей. Сегодня его цена уже составляет 6,5 миллиарда. Чем хуже будет финансирование, тем дольше будет идти строительство, тем дороже будет весь объект. Строить медленно сегодня невыгодно. Как в Москве этого не понимают?

Оксана Омельчук "КП"-Хабаровск