Полную переработку самого проблемного для всех крупных городов мусора - отработавших срок автомобильных шин - начали делать на хабаровском ООО «Бриз».


 

- Почти пять лет назад на площадях бывшего завода «Дальдизель» был организован участок по переработке резинотехнических отходов, - рассказывает генеральный директор предприятия Юрий Астапов. - Комплексная линия по переработке использованных автопокрышек (первое время перерабатывали в основном их) стоит дорого. Своих средств у нас не хватало, и мы обратились в мэрию: доказали, что способны утилизировать брошенные где попало шины. И за счет экологического фонда город профинансировал нам покупку оборудования.

Было бы странно надеяться, что столь «широкий жест» мэрия сделает абсолютно бескорыстно, в «порядке шефской помощи» частному бизнесу. На «подарки» никто и не рассчитывал. Потому новое оборудование было поставлено на баланс в департаменте муниципальной собственности, а «Бриз» получил его в аренду. Не очень обременительную для ООО, кстати. Это устраивало всех - и мэрию, и предприятие.

Кстати, такая схема быстро доказала свою жизнеспособность - сегодня именно так закупается оборудование для фирм «Лорэн», «Далькровля» и пр. Они ведь работают на чистоту в городе, а не просто решают собственные экономические вопросы.
Затем город принял решение присвоить проекту статус инвестиционного и разбить финансирование по годам. А «Бриз», в свою очередь, нынче обязан уже выйти на производство готовых изделий. Хотя все годы у него было только производство сырья - резиновой крошки. Но не ради же сырья все затевалось.

- Главное для нас - переработка отходов в готовую продукцию, которую можно вернуть потребителям, - считает Астапов. - Только при таком замкнутом цикле проект станет экономически целесообразным. Хотя это трудное дело движется медленнее, чем хотелось бы. Сегодня мы только выходим на массовый выпуск готовой продукции.

В этом году дополнительно пришлось докупить современное оборудование на 3,5 млн. рублей, позволяющее дробить автопокрышки полностью, вместе с металлом. Учитывая, что для изготовления покрышек изначально применяют резину высококачественную, со всякими включениями (добавляют антистарители или другие добавки для того, чтобы она не портилась от ультрафиолета, например), резина хорошо приспособлена к жестким уличным условиям. Старая покрышка превращается в крошку, а потом в дорожное покрытие - резиновую плитку.

Пока на предприятии имеются лишь опытные образцы такой плитки. Зато крошки достаточно, хотя рынок сбыта ее до конца не сформирован. Ее используют в качестве инертно-засыпного материала при устройстве футбольных полей, - такую крошку ООО «Бриз» поставляло на поле одного из хабаровских стадионов.

А более мелкая фракция крошки - резиновая пыль - используется для производства мастик. Их обычно применяют в смеси с битумом - наш картонно-рубероидный завод нуждается в такой продукции: «пыль», растворяясь в битуме, подходит для гидроизоляции швов, заделки щелей и трещин в кровлях и пр.

В смеси же с разными клеями крошка применяется для производства штучных изделий - дорожных и тротуарных плит, бордюров для детских площадок. А вот чтобы даже немного такой продукции вывезти на рынок, требуются большие затраты. В основном это и сдерживает пока темпы производства.

Еще одно назначение резиновой крошки давно опробовано в других краях и областях: она используется как добавка в асфальт при дорожном строительстве. Такие дороги есть уже в Амурской области - третий год «Бриз» поставляет туда свою крошку. Недавний визит представителей «РосдорНИИ» в соседнюю область был организован с единственной целью - посмотреть, как ведет себя резинобитумное покрытие на стадионах.

Одобрили. К слову, отлежало покрытие там уже не один год, и хотя стадионы интенсивно эксплуатируются, нареканий нет. Кстати, если в Амурской области строят асфальтобетонный завод, то сразу закупают оборудование для переработки резины...

К сожалению, наши дорожники не спешат использовать возможности предприятия: мол, техрегламента нет, да и дороговато...

Вообще-то, если основание у дороги плохое, ее хоть сусальным золотом покрой - никакие добавки не спасут. Но почему бы не попробовать крошку? Одна тонна резиновой крошки стоит около 15 тысяч рублей, а добавляют примерно четыре процента от всей массы асфальта. То есть на одну тонну асфальта требуется всего 40 килограммов крошки - удорожание всего на 500-600 рублей. Разве это дорого? Получается, добавлять в асфальт полимеры, привезенные издалека, недорого?

Ну уж если нельзя пока добавлять крошку в асфальт на крупных и напряженных дорогах, то на дворовых территориях ведь вполне можно? Вспомните, сколько раз за прошедшие пару лет клали асфальт у вас во дворе: энергетики поработали - канаву заасфальтировали, потрудился на очередном прорыве Водоканал, за ним опять закрыли новеньким слоем...

А «Бриз», хоть и частное предприятие, не просто получил оборудование и извлекает личную прибыль. Город у них постоянно требует отчет: как работаете, не простаиваете ли, по назначению ли действует оборудование и пр. Главное, внимательно следит, как решается застарелая городская проблема с мусором - начиналось-то все ради чего?

Наталья Платошкина, Тихоокеанская Звезда