Планируется выпускать 200–300 единиц спецтехники в год в расчете на компании лесной и строительной отрасли. Сейчас на предприятии идет монтаж оборудования. Эксперты не уверены, что производство сможет запуститься в заявленные сроки из-за позднего начала оснащения сборочной линии, а потребители готовы покупать отечественную технику только при условии надлежащего качества.



Для создания сборочного производства в Хабаровске ОАО «КАМАЗ» 5 августа учредило дочернее предприятие ООО «КАМАЗ — Восток». Как сообщил „Ъ“ генеральный директор ООО «КАМАЗ — Восток» Павел Станишевский, новое предприятие будет заниматься производством автоспецтехники — изотермических фургонов, вахтовых, грузопассажирских, технологических автомобилей для лесной и строительной промышленности как планово, так и под заказ.

ООО «КАМАЗ — Восток» в Хабаровске — первый сборочный проект КамАЗа в России. До сих пор завод создавал сборку своих грузовиков только за рубежом, преимущественно в форме СП — в Индии, Пакистане, Иране, Вьетнаме и Казахстане. Также КамАЗ готов организовать сборку на Кубе. Объем сборки на зарубежных предприятиях в среднем составляет 3–5 тыс. машин, в год (сам КамАЗ в 2009 году выпустил 23,1 тыс. автомобилей, в 1 полугодии 2010 года — 14,2 тыс.), то есть, за рубежом мощности на порядок больше тех, что планируются на Дальнем Востоке.

Напомним, о проекте сборочного производства Камского автозавода впервые заявил министр промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Виктор Чудов в мае этого года, анонсируя программу развития машиностроительного комплекса края. Министр тогда рассказал, что предприятие будет получать шасси грузовиков с завода в Набережных Челнах и достраивать на них четыре модификации машин, в частности, вахтовые автомобили, а также машины-манипуляторы для лесной и строительной промышленности.

Причину создания сборочного предприятия в Хабаровске в самой компании тогда объяснили экономической целесообразностью: дешевле производить технику на Дальнем Востоке, чем сюда ее поставлять готовой. В качестве поставщика комплектующих первоначально рассматривался Китай. Главным инвестором проекта выступает «Дальком-банк». Вчера в пресс-службе банка не смогли назвать объем финансирования проекта, пояснив, что с мая «ничего нового не произошло».

«Производство будет создано на базе хабаровского Восточно-регионального „Автоцентра КАМАЗ“. Сейчас ведется санация помещений, ремонт, закупка и установка уже приобретенного оборудования», — рассказал вчера „Ъ“ генеральный директор ОАО «КАМАЗ — Восток» Павел Станишевский. Он также подтвердил „Ъ“ предварительные планы предприятия по сборке — 200–300 автомашин в год.

«Начиная с первого полугодия 2011 года, планируем постепенно увеличивать объем. Насколько — пока секрет, ну, скажем, в три–пять раз. Все будет зависеть от объема заказов», — добавил глава готовящегося к запуску предприятия. Как сообщил господин Станишевский, у компании уже есть предварительные заказы на спецтехнику, их объем и заказчиков он назвать отказался. По его словам, автомобили, произведенные в Хабаровске, будут стоить не дороже, чем в средней полосе России.

По данным официального прейскуранта, стоимость спец-автомобилей от завода-производителя с учетом НДС составляет 2,2–2,59 млн рублей (вахтовые автобусы); 1,8–2,7 млн рублей — изотермические фургоны; грузопассажирские автомобили разных модификаций производитель оценивает в 2,1–2,4 млн рублей. Таким образом, на первом этапе максимально возможная выручка предприятия может составить от 360 до 770 млн рублей в год.

«Цель проекта — перевести производство навесного оборудования на предприятия Хабаровского края», — сообщил заместитель министра промышленности, транспорта и связи, начальник управления промышленности Сергей Ивашкин. Тем не менее, первое время навесное оборудование будет поставляться из Южной Кореи. В дальнейшем сотрудничество с хабаровскими предприятиями будет зависеть от предложенных ими условий. «Мы не готовы покупать комплектующие здесь в четыре раза дороже, чем в Корее», — объяснил гендиректор ООО «КАМАЗ — Восток».

Потенциальные клиенты тоже пока не готовы поддержать российского производителя. «Мы используем вахтовые и грузовые автомобили КАМАЗ в своем производстве в Хабаровском крае, а в Приморском — «лесные» машины этой марки, — рассказал вчера „Ъ“ Анатолий Артеев, управляющий директор по лесозаготовке холдинга RFP Group (объединяет ГК «Дальлеспром», ГК «Флора», ГК «Амурское пароходство» — „Ъ“). — Но сейчас мы выводим их из эксплуатации, вынужденно заменяя их дорогостоящими итальянскими машинами IVECO, собранными в Миассе, по цене в 6 млн рублей. Если КАМАЗ с иностранными комплектующими сможет повысить свою надежность, и мы это увидим и проверим, тогда мы будем готовы закупить у них технику».

Дмитрий Гаридов, генеральный директор «Монолит Строй Сервис», придерживается другой точки зрения. «Я бы вообще перешел на все российское, но пока, увы, не могу. Но, если „КАМАЗ“ откроет в Хабаровске свое производство, с радостью отдам предпочтение их машинам даже перед более дешевой китайской спецтехникой. Главное — срок гарантийного обслуживания, наличие сервиса и запчастей», — сказал он вчера „Ъ“.

Как сообщил „Ъ“ господин Станишевкий, запуск предприятия планируется уже 20 октября. В правительстве края сроки называют более осторожно — «октябрь-ноябрь». Эксперты сомневаются в том, что предприятие откроется в заявленные сроки. «КАМАЗ долги не пускают в рай. Что „большой“ КАМАЗ, что Восточно-региональный автоцентр имеют большие долги. Насколько мне известно, Восточно-региональный центр „КАМАЗ“ будет лишь предоставлять свою площадку за арендную плату своему же головному предприятию.

Более того, для создания сборочного производства необходимы новые лицензии, и пока они не получены. Это просчеты менеджмента „КАМАЗа“, из-за которых в ноябре производство не сможет быть начато, несмотря на то, что в мае уже было технико-экономическое обоснование проекта. В итоге проект может потерять инвестора», — считает Андрей Мирмович, шеф-редактор и совладелец журнала «Дальневосточный автопарк». dv.kommersant.ru