«Куда идти детям учиться и как администрация Хабаровска собирается распорядиться освободившимися зданиями, не постигнет ли их участь закрывшихся в свое время детсадов?» - волнуются родители и учителя, обращаясь с письмами в редакцию. Мы решили переадресовать эти вопросы заведующей городским управлением образования Ольге Тен.

Понятно, что сокращение числа школ, чем бы оно не было вызвано, воспринимается неоднозначно. Многие родители не видят ничего страшного в том, что ребенок перейдет в другую школу, другие могут посчитать это даже за благо. Но немало и таких, кто всерьез обеспокоен тем, как сложатся у подростков взаимоотношения в новом коллективе с учителями, совпадают ли программы обучения, не слишком ли далекой и опасной будет дорога на занятия.

Ситуация складывается по-разному. К примеру, в редакцию обратились родители, у которых двое детей должны были учиться в школе №45: в четвертом и в первом классах. Школа эта, как известно, закрывается. Родители уверяют, что учительница предложила им самостоятельно искать место для своих детей. Близлежащие учебные заведения переполнены.

Поэтому для начала мы поинтересовались у заведующей городским управлением образования, как быть родителям в такой ситуации, кто должен помочь им решать проблемы с переходом ребенка в новую школу. - Все эти проблемы решаются. Переводим детей классами, вместе с учителями, где это возможно, - заверила О.Я. Тен. - В школе №45 мы проводили родительское собрание и постарались учесть все пожелания родителей.

Кроме того, в освобождающемся здании с сентября будет работать начальная школа «Открытие», которая до этого располагалась в здании бывшего детсада. Теперь оно будет использоваться по прямому назначению, и нам одновременно удастся решить и проблему с местами в детских садах. Директор школы «Открытие» Валентина Евгеньевна Солодовникова подтверждает, что возьмет в начальные классы всех желающих. Более того, уже встречалась с родителями, чтобы рассказать о своей школе полного дня и раздать типовые заявления. И тем, кто по какой-то причине не был на этой встрече, тоже не поздно к ней обратиться. То есть в этом случае проблем нет, по крайней мере, для детей из младших классов.

- Сейчас чаще всего детей не записывают в школу, которая через дорогу, - поделилась своими наблюдениями О.Я. Тен. - Родители стараются определить ребенка туда, где хорошее качество обучения: в лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением интересующих их предметов. Поэтому трудно попасть в гимназии №4, №5, в школу №30. И в школу №17, которая расположена на базе КАФ, люди возят детей со всего города, потому что хотят, чтобы ребенок учился именно в кадетском классе.

С этим трудно не согласиться, но все же для многих близость к дому - это важное преимущество. Школы по этому принципу и строились в свое время: даже не «через дорогу», а внутри микрорайонов. Поэтому родители бурно протестуют против закрытия школы №4. В гимназии №3, ближайшей к школе №4, заверили, что управлением образования велено принимать всех «переселенцев», независимо от наличия свободных мест в классах. Реально могли бы взять всех желающих в первый класс, в девятый, десятый. А вот с шестыми-седьмыми может быть перебор по нормам подушевого финансирования. И за это, как известно, любой школе грозят штрафные санкции.

Если в классе больше 25 детей, к ней применяют так называемый «понижающий коэффициент». Стоит ли вообще закрывать школы в центре города? У учителей и родителей, дети которых ходят в школу №4, в этом есть серьезные сомнения: «Такое решение противоречит Конституции и Закону об образовании, которым закреплено право родителей принимать участие в управлении образовательным учреждением, - написали они в редакцию. - Но и учителя, и мы узнали о том, что школа закрывается, из сообщения по телевизору, постфактум. Никто с нами этого не обсуждал, никто не советовался. Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрены для жителей многоэтажных застроек такие социальные удобства, как детский сад и школа. Население нашего микрорайона растет: готовится к сдаче 16-этажный дом на улице Гайдара и рядом строится еще один высотный жилой дом. А школу закрывают! Дети вынуждены будут ходить через оживленные транспортные магистрали.

Следующая проблема - это несовпадающие школьные программы. А перспектива второй смены в переполненных школах значит, что дети лишаются возможности заниматься в кружках и студиях. Кроме того, в нашей школе очень много ребят из малообеспеченных и неполных семей. И для нас важно, что с родителей не взимают никакой платы, в отличие от тех школ, в которые планируется переводить детей. По финансовым документам наша школа не является убыточной, а наоборот, имеет экономию бюджетных средств. Школа находится на «красной линии», ее здание можно использовать с большей выгодой, выселив детей. Другое объяснение найти этому трудно». Что по этому поводу думает начальник городского управления образования? - Далеко ходить детям не придется, ведь в двух кварталах от школы № 4 находится гимназия №3, - считает О.Я. Тен. - К 1 сентября мы планируем открыть школу №78, здание которой капитально отремонтировано.

Все желающие могут пойти туда учиться. Это прекрасная возможность. Ведь школа после капитального ремонта будет абсолютно новенькая, мы в ней полностью меняем оборудование, устанавливаем новый компьютерный класс, доски здесь будут не только интерактивные, но и с различными экранами. Столовая - с новым оборудованием. Это будет школа нового типа с углубленным изучением ряда предметов. В Хабаровске пока такой еще не было. Почему родители должны отказываться от такой возможности? Думаю, они не откажутся.

Если посмотреть комплектование, в школе №4 реальная наполняемость - 288 детей при проектной 375. В школе № 78 проектная - 600 человек, сейчас ее посещают 433. В следующем году школа № 4 планирует обучать 332 ребенка (правда, не знаю, откуда они их возьмут, потому что из элитных домов, как показывает опыт, в школы по месту жительства идут единицы), школа № 78 набирает 371. То есть получается, что городские власти решают проблемы комплектации гимназии № 3 и «школы нового типа» за счет школы №4, у которой проблем с этим как раз нет - она укомплектована в рамках подушевого финансирования. При этом ходят упорные слухи, что в закрывшейся школе будет оборудована гостиница: рядом Центральный рынок, и места в ней будут пользоваться спросом - истинная причина в этом.

Заведующая городским управлением образования О.Я. Тен на вопрос, что планируется разместить в здании школы № 4, ответила: «Не знаю». - Мы не знаем, что у нас со школой №59 будет, которая на Воронежском шоссе стоит, она одна из первых реорганизована. Не знаем, что со школами №№ 65 и 4 будет. Но на аппаратном совещании мэр сказал, что ни одно здание образовательного учреждения «на сторону» не уйдет. Может быть, мы будем сдавать их в аренду, но без всякой реконструкции, может быть, под другое учебное заведение - высшее, среднее. Но точно не под гостиницу. Все эти здания должны остаться за образованием. Пока такого плана нет. Поэтому мы в первую очередь проводим реорганизацию в тех школах, которые уже точно знаем, куда можем использовать. Три здания планируем под детские сады - это бывшие детсады и есть. Чтобы их открыть, мы в этом году должны провести конкурс на проектно-сметную документацию. Еще две - вечерние школы - переведены в здания дневных. А в школу №45, мы уже говорили, переходит начальная... Но вот постановление и.о. мэра Хабаровска от 25 мая нынешнего года о реорганизации.

В пятом пункте этого постановления сказано: «Департаменту муниципальной собственности изъять из оперативного управления недвижимое имущество муниципальных образовательных учреждений: здание школы №4, ул. Красина, 7». Трудно представить себе все же, что добротному большому зданию в центре города до сих пор не найдено применения. Тогда зачем так спешить? Ведь убытков городу школа не приносила, более того, сама сдавала в аренду помещения негосударственному вузу, зарабатывала на этом миллион - полтора и за счет этого обновляла оборудование, покупала компьютеры. Кроме того, подушевое финансирование - это система, причем общегосударственная. И чтобы она действительно работала, очевидно, должны соблюдаться заложенные в нее условия. Если их не учитывать, система работать не будет.

Можно, наверное, себе представить, что начнется, если в городе станут закрывать школы не потому, что в них некого учить, а по разным другим причинам. Потому что здание кому-то приглянулось или хочется открыть такую школу, которой еще никто и не видывал, но детей для нее пока недостает. О том, каково учителям закрывающихся школ, речи уж нет. Перед выходом материала я позвонила директору школы №4 Л.В. Гусевой. - В школу приходили представители городского управления образования и официально объявили о том, что на базе наших двух - №78 и №4 - создается новая - школа № 15. Учителей увольняют и предлагают участвовать в конкурсе на право работать в этой новой школе. Конечно, это было полной неожиданностью - все в шоке. Такой вот сюрприз. Единственный ли? Ведь школьное переселение только начинается...

Валентина СЕМЕНОВА. Газета "Тихоокеанская Звезда"