И если полтора-два десятка лет назад большую часть выбросов составляли продукты «жизнедеятельности» промышленных предприятий, то в настоящее время львиную долю выбросов обеспечивают автотранспортные средства. Так, если от стационарных источников промышленных предприятий в атмосферу попадает 60 тысяч тонн загрязняющих веществ, то на «железных коней» приходится свыше ста тысяч тонн. И здесь руководителям, имеющим на балансе предприятия грузовые и легковые автомобили, необходимо проводить обновление парка, устанавливать газоанализаторы, приобретать диагностическое оборудование для контроля выбросов в атмосферу.
Мероприятия для пассажирских транспортных предприятий проводятся в соответствии с утвержденной программой по улучшению экологической ситуации в Хабаровске. Необходимо и продолжение развития дорожной сети в Хабаровске, в особенности для обеспечения беспрепятственного проезда грузового транспорта. Ведь при стоянии в «пробках», движении на малых скоростях загрязнения воздуха увеличиваются в несколько раз. По мнению Виктора Дубинина, значительный результат дало бы увеличение платежей предприятий за загрязнение воздуха транспортными средствами, если бы это было установлено законодательно.
Сегодня же предприятия, имеющие транспорт, вносят платежи в зависимости от потребленного бензина. И в масштабах города получаются сущие копейки – в 2006 году из почти 14 миллионов рублей поступлений в бюджет от «экологических» платежей лишь 160 тысяч рублей приходилось на платежи от автотранспорта. Еще одна городская проблема – отходы, как производственные, так и бытовые. Их, по оценке комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, в Хабаровске образуется до миллиона тонн в год, утилизируется же не более десяти процентов. Лишь часть ценных вторичных отходов перерабатывается – это макулатура, пластик, автомобильные покрышки. На слуху у хабаровчан предприятия, занимающиеся переработкой, - это «Лорен», «Бриз», «Далькровля».
В нынешнем году установлены три павильона по сбору вторичного сырья, что стало возможным благодаря финансированию из целевого бюджетного экологического фонда. В начале нынешнего года наметилась и положительная тенденция в сборе на переработку аккумуляторных батарей – фирма «Дальпродукт» активно занялась этим весьма полезным для города делом. С февраля собрано уже более ста тонн, причем тем, кто сдает батареи, выплачиваются деньги.
Проблемы, связанные с водоотведением в городе, озвучил директор «Водоканала» Владимир Стеблевский. Для выполнения инвестиционной программы развития объектов водопровода и канализации, утвержденной городской думой, необходимо более 21 миллиарда рублей, разработчики предусмотрели два этапа – 2006-2010 годы и до 2015 года. Только для введения в строй новых очистных необходимо около четырех миллиардов рублей. Для улучшения показателей сбросов в реку сточных вод многое могли бы сделать предприятия. К примеру, в так называемом «Юго-Восточном промузле» Хабаровска плохо организована система водоотведения, загрязняются подземные воды. Необходимо восстановить локальные очистные, которые были ранее, чтобы в городской коллектор сбрасывались хотя бы частично очищенные воды.