По мнению участников рынка, бурное развитие регионального продуктового ритейла спровоцировано отсутствием на Дальнем Востоке федеральных сетей, приход которых ожидается не ранее чем через три года. Аналитики не исключают, что тогда, как и в случае с сотовым ритейлом на Дальнем Востоке, доля федеральных игроков окажется ниже 50%.
В сентябре минувшего года на заседании правительства Хабаровского края гендиректор ООО «Невада» Юрий Егоров заявил, что возглавляемая им компания намерена построить в течение четырех лет в Хабаровске, как минимум, четыре гипермаркета, в том числе один — в 2007 году. Год назад «Неваде» принадлежал только один супермаркет «Самбери», и руководство компании планировало к концу 2007 года открыть еще два.
Однако планы компании изменились, открыв один супермаркет в торговом центре «Выбор», «Невада» выкупила у компании «Кооператор-2» первый в городе гипермаркет «Простор». Открывающийся сегодня гипермаркет в Северном микрорайоне стал четвертой торговой точкой «Невады», а в декабре ожидается открытие еще одного — в Южном микрорайоне Хабаровска. По словам господина Егорова, компания пересмотрела свои планы после того, как убедилась, что форматы супер- и гипермаркета востребованы хабаровчанами.
Ъ ООО «Невада» создано в 1994 году. Уставный капитал составляет 950 млн руб., принадлежит топ-менеджменту. Сегодня является крупнейшим оператором оптовых поставок продуктов питания на дальневосточный рынок. Крупнооптовые филиалы компании расположены в девяти дальневосточных городах. Параллельно компания наращивает мелкооптовую сеть формата «магазин у дома». Выручка компании в 2006 году составила 4,7 млрд руб., в текущем году планируется ее увеличение до 6,1 млрд руб.
В новом гипермаркете «Невады» (торговая площадь — 5 тыс. кв. м) представлено до 25 тыс. наименований продукции, в инфраструктуру торгового центра входит пекарня, кондитерский и рыбный цеха. Стоимость проекта, по словам Юрия Егорова, составила около 300 млн руб. «Через два года в Южном районе откроются еще один-два магазина 10–15 тыс. кв. м»,— рассказывает господин Егоров. Примерно в это же время планируется открытие гипермаркетов в Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Уссурийске и Биробиджане. На реализацию всего проекта, по словам гендиректора «Невады», будет привлечено порядка 1 млрд руб.
Отметим, что рынок продуктового ритейла в Хабаровске появился около пяти лет назад с создания сети «Народной компании», следом открылись супермаркеты региональных сетей «Три толстяка», «Пеликан» и «Невада». По оценкам участников регионального рынка, активность «Невады» связана с тем, что федеральные продовольственные сети в регион не спешат, а спрос на подобный формат торговли увеличивается. «Крупные российские сети работают в основном на территории до Урала, там у них еще много работы, после того как будут освоены города-миллионники, они пойдут в те, где население составляет 500 тыс., ну и так далее, до самой последней деревни»,— предположил господин Егоров.
Его мнение разделяет директор хабаровской сети продуктовых магазинов «Три толстяка» Евгений Рейдель: «У федеральных сетей сейчас много работы на западе, поскольку основная масса населения живет в центральной части России. Думаю, что через несколько лет к нам могут зайти представители кемеровской сети „Кора“, которая развивается быстрыми темпами». «К моменту прихода в регион федеральных игроков доля нашей компании на розничном рынке будет порядка 35%, и мы сможем составить им достойную конкуренцию»,— уверен гендиректор «Невады» Юрий Егоров.
По мнению аналитика ИГ «Антанта-Капитал» Антона Верхоланцева, федеральные сети появятся в регионе не ранее чем через пять лет, что связано как с проблемами в области логистики, так и с необходимостью капитальных вложений в развитие сети. «Отсутствие консолидации на рынке приводит к тому, что выгоднее вкладывать в развитие розничных продуктовых сетей на западе страны, на Дальний Восток у федеральных ритейлеров пока просто нет ресурсов»,— считает господин Верхоланцев.
Он не исключает, что таким образом может повториться ситуация с приходом в минувшие два года на Дальний Восток сотовых ритейлеров, которые смогли отвоевать у местных сетей лишь половину рынка. «На Урале и в Сибири местные игроки представлены небольшими компаниями, которые неплохо продаются либо выступают в качестве франчайзи федеральных ритейлеров,— говорит господин Верхоланцев,— однако в случае с Дальневосточным регионом для развития и укрепления местных игроков имеется естественный запас времени».
Анна Ковалева. ИД "Коммерсантъ"