Четвертый магазин под брэндом «Самбери», который сегодня в Хабаровске открывает ООО «Невада», станет вторым и самым крупным гипермаркетом в городе. Проект обошелся компании в 300 млн руб., при этом она намерена вложить около 1 млрд руб. в течение двух лет в развитие сети как в Хабаровске, так и в других городах региона.

По мнению участников рынка, бурное развитие регионального продуктового ритейла спровоцировано отсутствием на Дальнем Востоке федеральных сетей, приход которых ожидается не ранее чем через три года. Аналитики не исключают, что тогда, как и в случае с сотовым ритейлом на Дальнем Востоке, доля федеральных игроков окажется ниже 50%.

В сентябре минувшего года на заседании правительства Хабаровского края гендиректор ООО «Невада» Юрий Егоров заявил, что возглавляемая им компания намерена построить в течение четырех лет в Хабаровске, как минимум, четыре гипермаркета, в том числе один — в 2007 году. Год назад «Неваде» принадлежал только один супермаркет «Самбери», и руководство компании планировало к концу 2007 года открыть еще два.

Однако планы компании изменились, открыв один супермаркет в торговом центре «Выбор», «Невада» выкупила у компании «Кооператор-2» первый в городе гипермаркет «Простор». Открывающийся сегодня гипермаркет в Северном микрорайоне стал четвертой торговой точкой «Невады», а в декабре ожидается открытие еще одного — в Южном микрорайоне Хабаровска. По словам господина Егорова, компания пересмотрела свои планы после того, как убедилась, что форматы супер- и гипермаркета востребованы хабаровчанами.

Ъ ООО «Невада» создано в 1994 году. Уставный капитал составляет 950 млн руб., принадлежит топ-менеджменту. Сегодня является крупнейшим оператором оптовых поставок продуктов питания на дальневосточный рынок. Крупнооптовые филиалы компании расположены в девяти дальневосточных городах. Параллельно компания наращивает мелкооптовую сеть формата «магазин у дома». Выручка компании в 2006 году составила 4,7 млрд руб., в текущем году планируется ее увеличение до 6,1 млрд руб.

В новом гипермаркете «Невады» (торговая площадь — 5 тыс. кв. м) представлено до 25 тыс. наименований продукции, в инфраструктуру торгового центра входит пекарня, кондитерский и рыбный цеха. Стоимость проекта, по словам Юрия Егорова, составила около 300 млн руб. «Через два года в Южном районе откроются еще один-два магазина 10–15 тыс. кв. м»,— рассказывает господин Егоров. Примерно в это же время планируется открытие гипермаркетов в Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Уссурийске и Биробиджане. На реализацию всего проекта, по словам гендиректора «Невады», будет привлечено порядка 1 млрд руб.

Отметим, что рынок продуктового ритейла в Хабаровске появился около пяти лет назад с создания сети «Народной компании», следом открылись супермаркеты региональных сетей «Три толстяка», «Пеликан» и «Невада». По оценкам участников регионального рынка, активность «Невады» связана с тем, что федеральные продовольственные сети в регион не спешат, а спрос на подобный формат торговли увеличивается. «Крупные российские сети работают в основном на территории до Урала, там у них еще много работы, после того как будут освоены города-миллионники, они пойдут в те, где население составляет 500 тыс., ну и так далее, до самой последней деревни»,— предположил господин Егоров.

Его мнение разделяет директор хабаровской сети продуктовых магазинов «Три толстяка» Евгений Рейдель: «У федеральных сетей сейчас много работы на западе, поскольку основная масса населения живет в центральной части России. Думаю, что через несколько лет к нам могут зайти представители кемеровской сети „Кора“, которая развивается быстрыми темпами». «К моменту прихода в регион федеральных игроков доля нашей компании на розничном рынке будет порядка 35%, и мы сможем составить им достойную конкуренцию»,— уверен гендиректор «Невады» Юрий Егоров.

По мнению аналитика ИГ «Антанта-Капитал» Антона Верхоланцева, федеральные сети появятся в регионе не ранее чем через пять лет, что связано как с проблемами в области логистики, так и с необходимостью капитальных вложений в развитие сети. «Отсутствие консолидации на рынке приводит к тому, что выгоднее вкладывать в развитие розничных продуктовых сетей на западе страны, на Дальний Восток у федеральных ритейлеров пока просто нет ресурсов»,— считает господин Верхоланцев.

Он не исключает, что таким образом может повториться ситуация с приходом в минувшие два года на Дальний Восток сотовых ритейлеров, которые смогли отвоевать у местных сетей лишь половину рынка. «На Урале и в Сибири местные игроки представлены небольшими компаниями, которые неплохо продаются либо выступают в качестве франчайзи федеральных ритейлеров,— говорит господин Верхоланцев,— однако в случае с Дальневосточным регионом для развития и укрепления местных игроков имеется естественный запас времени».

Анна Ковалева. ИД "Коммерсантъ"