Для улучшения экологической ситуации в бассейне реки Амур, воды которой сейчас значительно загрязнены, необходим ряд изменений в законодательстве, считает зампредседателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Сергей Штогрин.

"Есть определенные пробелы в законодательстве, и нужно вносить изменения в закон, чтобы такую уникальную реку как Амур сохранить", - заявил он на заседании "круглого стола" по вопросам экологии реки Амур, проводимого в рамках Дальневосточного экономического форума.

Амур занимает четвертое место в России по площади бассейна, за последние 15 лет класс качества воды в Амуре изменился от "умеренно грязной" до "очень грязной". Часть загрязнений в Амур попадает с территории Китая. Особое внимание к проблемам экологии Амура стало уделяться после аварии на нефтехимическом заводе в Цзилине (КНР) на Сунгари (приток Амура) в ноябре 2005 года, тогда в реку попало 100 тонн отравляющих веществ.

Загрязнение Амура негативно сказывается на экологии Охотского и Японского морей.

В пробах воды, отобранных учеными в последние годы в Амуре обнаруживаются вредные и токсичные вещества, например, такие как нафталин, фенантрен, бензапирен, которые способствуют развитию онкологических заболеваний, поражениям иммунной системы, а также могут вызвать мутации.

Сергей Штогрин напомнил, что проект закона "Об охране и рациональном использовании реки Амур" был представлен на рассмотрение Госдумы 17 мая этого года.

По мнению Штогрина, границы действия законопроекта должны быть расширены и распространяться не только акваторию реки и 200-метровую природоохранную зону, но и на весь бассейн Амура с притоками, водно-болотными угодьями и зонами затопления.

"Необходимо провести экологическую паспортизацию всех предприятий на реке Амур, провести мониторинг его загрязнения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, обобщить эту информацию и составить электронную карту загрязнения реки Амур", - сказал Сергей Штогрин.

Он считает необходимым внести ряд изменений в действующее законодательство. Например, в Водном кодексе нужно ввести четкое определение трансграничных водных объектов, которого до сих пор нет.

В федеральном законе "Об охране окружающей среды" также необходимы коррективы, которые определят одного хозяина Амура.

Также Штогрин считает целесообразным ограничить число организаций, которые проводят экологическую экспертизу.

Руководитель Амурского бассейнового водного управления Андрей Макаров на заседании сообщил, что на мероприятия, связанные с предотвращением загрязнения реки Амур в федеральной целевой программе "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" предусмотрено более 19 миллиардов рублей, из них 13,5 миллиардов из федерального бюджета, остальное из местных бюджетов.

Макаров уточнил, что средства пойдут на строительство таких объектов как водозабор на Тунгузском месторождении, строительство очистных сооружений. "Общий объем средств для решения проблем Амура подсчитать сложно, поскольку часть бассейна реки находится на территории России, а часть на территории Китая и Монголии. Решать проблему силами оной России невозможно", - сказал Андрей Макаров отвечая на вопрос РИА Новости.

Он отметил также, что для нормального решения проблем бассейна Амура необходимо соглашение по охране и использованию трансграничных водных объектов, которое подпишут правительства России и КНР.

РИА Новости, Лариса Докучаева