Сегодня в ходе инвестиционного форума в Сочи ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) представит заявку на финансирование из инвестфонда РФ проекта модернизации БАМа с расширением одного из основных узких мест — Кузнецовского тоннеля. Общая стоимость проекта — 50 млрд руб.

От его реализации напрямую зависят перспективы проектов строительства новых терминалов частных компаний в порту Ванино и Советской Гавани на Дальнем Востоке.

Как сообщил „Ъ“ вице-президент ОАО РЖД Олег Тони, проект развития БАМа, который в субботу будет представлен в Сочи, позволит существенно увеличить его пропускную способность в направлении строящихся терминалов в дальневосточном морском порту Ванино и Советской Гавани.

«Если в Сочи все пройдет удачно, то мы получим софинансирование из средств инвестфонда и сможем синхронизировать свои и бюджетные денежные потоки»,— пояснил Олег Тони, уточнив, что, вне зависимости от решения правительства, строительство начнется в 2008 году. По словам топ-менеджера, проект уже получил положительное заключение госэкспертизы и одобрен Минтрансом.

Проект модернизации БАМа стоит около 50 млрд руб. Из инвестфонда ОАО РЖД собирается получить 12 млрд руб., а остальное профинансировать самостоятельно.

По словам господина Тони, магистраль в направлении Советской Гавани станет короче на 12 км, а ее пропускная способность к 2020 году составит 50 млн т в год против сегодняшних 12 млн т. «Только первоначальные работы по „расшивке“ Кузнецовского тоннеля увеличат пропускную способность дороги сразу до 37 млн т в год»,— говорит Олег Тони. Завершить этот этап строительства РЖД планирует к 2014 году.

В этом проекте крайне заинтересованы добывающие компании, которые уже начали строить портовые терминалы на Дальнем Востоке для экспортных перевозок угля и руды и давно жалуются на проволочки с расширением БАМа.

Так, Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) рассчитывает запустить угольный терминал на 8 млн т в год в Советской Гавани уже в мае 2008 года. «Мы гарантировали президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину загрузку направления на долгую перспективу, о чем мечтали со времен постройки БАМа»,— пояснил заместитель гендиректора СУЭК по коммуникациям Сергей Григорьев.

По его словам, «очень скоро» компания готова перейти на годовую перевалку в 12 млн т, а через два-три года — до 18–24 млн т в год. Горнорудная компания Aricom планирует построить терминал стоимостью 4 млрд руб. с перевалкой 7 млн т руды в год в порту Ванино. По словам совладельца компании Павла Масловского, перевозка этих объемов по БАМу станет критичной для Aricom в 2012 году.

Эксперты считают, что у БАМа впервые появляется возможность привлечь реально крупные грузопотоки. «Решение проблемы узких мест на этой дороге создаст мощного конкурента морскому пути между странами АТР и Европой»,— полагает глава консалтингового агентства «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. Грузопоток по этому направлению он оценивает в $90 млрд в год.

«За полувековую историю БАМ наконец-то выйдет на проектную мощность»,— отмечает руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам, у ОАО РЖД есть риск не окупить стоимость проекта в связи с «неустойчивой конъюнктурой перевозок массовых грузов, какими являются руда и уголь». Но, добавляет эксперт, «наверное, на это и предназначены средства инвестфонда».

Алексей Екимовский, Дмитрий Смирнов, "Коммерсантъ"