Сегодня, 26 сентября, Совет Государственной думы Российской Федерации рассмотрит предварительный итог Второго Дальневосточного международного форума, который прошел в Хабаровске 18-19 сентября этого года. Как правило, одобрение депутатов трансформируется в поручения правительству и иные документы.

По итогам двух подобных мероприятий уже подготовлена программа развития Дальнего Востока до 2013 года с выделением миллиардных инвестиций в развитие инфраструктуры Востока России.

Решения нынешнего форума должны лечь в основу стратегии развития Востока России до 2025 года. О том, какие изменения могут произойти, если депутаты поддержат резолюции форума, мы беседовали с заместителем председателя правительства Хабаровского края, министром экономического развития Александром Левинталем.

Его интервью, а также иные материалы форума читайте в сегодняшнем выпуске «Деловой среды» на 5-6-й стр. этого номера.
- Александр Борисович, на форуме прозвучали весьма революционные идеи - перераспределение налогов в пользу региона, бесплатный пролет для дальневосточников, субсидирование жилья для молодых семей. Все это нашло отражение в документах, которые мы отправляем в Государственную думу?
- В решении «круглого стола» номер один по формированию стратегии развития Востока России записано, что необходимо принять решение о перераспределении средств от НДС в пользу региона.

В резолюции «круглого стола» номер два четко прописано: внести в ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» пункт об оплате за счет средств федерального бюджета проезда к месту отдыха и обратно раз в два года для каждого дальневосточника.

Есть предложение о субсидировании кредитов на приобретение жилья из федерального бюджета на те же 30 процентов, которые сегодня субсидирует Хабаровский край, и уменьшать ставку кредита на приобретение жилья с рождением каждого ребенка и полное погашение с рождением третьего ребенка.

Кроме того, в резолюции записано, что федеральный бюджет должен взять на себя переселение пенсионеров с Севера, что снизит социальную нагрузку бюджета, увеличить финансирование программы переселения с севера на юг ДВ. Включать в трудовой стаж время до трех лет по уходу за ребенком. Ввести образовательные сертификаты, которые погашаются при условии отработки на Дальнем Востоке не менее пяти лет.

- На форуме много говорилось о необходимости выравнивания условий развития дальневосточной экономики. Каким образом эти идеи сформулированы в резолюциях? Можно ли ожидать выравнивание энергетических и транспортных условий?

- В резолюциях «стратегического» и «энергетического» «круглых столов» прописано: предусмотреть субсидирование из федерального бюджета разницы в тарифах на энергию для дальневосточников. Мы просчитали - это довольно дорогостоящий путь, но это плата за геостратегические задачи государства в регионе. Вопрос, кого субсидировать - производителя или потребителя, - мы оставили решать центру.

Подчеркну, субсидирование - мера временная. Мы предлагаем предусмотреть в стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года постепенное выравнивание стоимости энергии для Дальнего Востока к уровню остальной страны методом регулирования тарифов. Федеральная служба по тарифам вполне способна отрегулировать тарифы так, чтобы на Дальнем Востоке они росли медленнее, чем в целом по стране. Таким образом, в 2014-2016 годах тарифы должны сравняться.

Второй путь - изменение топливного баланса в сторону удешевления. В частности, переход на гидроэнергию. Чтобы Хабаровский край получил электричество от Бурейской гидростанции, необходимо построить определенные мощности. Серьезные мощности надо создать и для обеспечения надежной энергетической составляющей для развития экономики с учетом строительства новых крупных производств. Таких, как целлюлозно-картонный комбинат, алюминиевый завод и так далее.

Необходимы электрификация БАМа, портов, строительство Ургальского топливно-энергетического комплекса, в перспективе - приливной станции на Охотском побережье Хабаровского края. Необходимо развивать малую электрификацию - строить низковольтные линии и подстанции для поселков.
Вопрос - за чей счет? Мы предлагаем федеральной власти один раз «вложиться» и решить проблему энергетики Дальнего Востока в комплексе. Естественно, при участии сетевых и генерирующих компаний, региональных бюджетов. Мы предлагаем оформить все это в стратегии развития до 2025 года в виде программы развития энергетики восточных регионов.

- Насколько это реально?

- Решение о строительстве ЛЭП из Комсомольска на Ванино уже принято. Часть финансирования берет на себя федеральный бюджет, часть - сетевая компания.

В сфере транспорта форум рекомендовал предусмотреть в стратегии развитие Транссиба, включая строительство второй очереди Амурского моста, а также развитие Северного широтного пути. Кроме того, «транспортный» «круглый стол» четко определил, что авиационный Хаб на Дальнем Востоке должен быть именно в Хабаровском аэропорту. В стратегии необходимо предусмотреть развитие малой авиации, строительство аэропортов и их современное оснащение, развитие автодорог.

Сегодня государство находится на пути развития, и у него есть возможность оказать действенную помощь региону. - Вице-спикер Владимир Катренко на форуме заявил: «Мы живем в качественно новое время, когда Россия переросла роль сырьевой державы. Возрождает промышленность, активно занимается наноразработками. Высказанные на форуме идеи позволят России быстрее вступить в эру инноватики». Вопрос, что за идеи были высказаны на форуме и в каком виде они могут быть закреплены в решениях правительства или законах?

- Что касается промышленности, то в рамках стратегии должна быть принята программа создания единой системы добычи, транспортировки и реализации нефти и газа, которая предусматривает переработку ресурсов именно на Дальнем Востоке. Это записано сразу в двух резолюциях «круглых столов».

Четко обозначены интересы Дальнего Востока в резолюции «лесного» «круглого стола». В частности, мы предлагаем поддержать создание производств по глубокой переработке древесины. Для подобных приоритетных инвестиционных проектов необходимо отодвинуть сроки введения запретительных таможенных пошлин на экспорт круглого леса до 2011 года, ввести льготы по налогообложению и конкретно по уплате НДС до срока окупаемости проекта. Кроме того, необходимо принять государственную программу развития деревопереработки на Дальнем Востоке, которая предусмотрела бы софинансирование приоритетных проектов. Скажем, строительства ЦКК в Амурске.

Что касается инноватики, то на форуме была высказана идея квотирования средств инновационных и венчурных фондов для Дальнего Востока. Мы сегодня не можем на равных конкурировать за эти средства с Новосибирском или Зеленоградом, поэтому должно быть принято политическое решение о выделении определенного процента средств именно на поддержку этого направления на Дальнем Востоке. Кроме того, мы намерены открыть представительства подобных фондов и, в частности, фонда Бортника в Хабаровском крае.

Кроме того, есть рекомендация изменить режим импорта технологического и инновационного оборудования.
Необходима политическая воля и для помощи в открытии особых экономических зон на Дальнем Востоке, на создание локальных промышленных инновационных зон во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, акцентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий. В том числе средства на проработку обоснования проектов.

Мы предлагаем включить порт Ванино и Хабаровский аэропорт в список особых портовых зон. Сегодня как раз прорабатывается этот вопрос.
Международный «стол» рекомендует создавать международные технопарки, зоны свободной торговли. В частности, мы имеем в виду создание перехода и рекреационной зоны на Большом Уссурийском острове. Решение этого вопроса отодвигается до момента завершения демаркации, то есть до лета 2008 года.
- Многие проекты крупного бизнеса, о которых говорилось на прошлом форуме, сегодня уже или реализуются, или реализованы. Скажем, угольный терминал в бухте Мучке. Нынешний форум тоже собрал немало представителей российских и иностранных компаний.

- В его рамках было подписано два крупных соглашения. Буквально накануне совет директоров «Дальлеспрома» принял решение о строительстве в Амурске ЦКК, и компания подписала соглашение с правительством края о реализации этого проекта в рамках государственно-частного партнерства. Второе соглашение подписано с малайзийской компанией «Римбунан Хиджау» о строительстве в поселке Хор завода по выпуску уникальных плит МДФ. По сути, это реально инновационное производство. Завод будет выпускать продукцию, аналогов которой нет в мире.

Раиса Елдашова. Газета"Тихоокеанская Звезда"