ОАО «Нидан Соки», открывшее в Хабаровске свой первый дальневосточный филиал, намерено по итогам текущего года увеличить в 2,5 раза продажи на местном рынке, а за два-три года увеличить свою долю до 30–35%, обогнав, таким образом, нынешних соковых лидеров — «Лебедянский» и «Вимм-Биль-Данн».

По мнению аналитиков, завоевать рынок «Нидан» сможет лишь потеснив местных производителей соков, при этом ежегодные затраты на продвижение продукции составят около $11 млн.

«Нидан Соки» в конце минувшей недели открыло в Хабаровске первое дальневосточное представительство компании. Как заявил региональный директор по продажам сибирского филиала компании Владимир Петрухин, благодаря прямым продажам «Нидан Соки» намерено к декабрю 2007 года увеличить продажи в Хабаровском крае в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Ъ ОАО «Нидан Соки» входит в четверку лидеров российского рынка соков с долей 18%, а в Сибири занимает 45% рынка. Владеет ООО «Нидан-Гросс» (Москва) и ООО «СП Нидан-Экофрукт» (Новосибирск). Производит соковую продукцию под торговыми знаками Caprice, Caprice Tea, «Моя Семья», «Сокос», «Чемпион», «Да!». Оборот компании в 2006 году составил $270 млн. В августе 2007 года 47% ОАО «Нидан Соки» с правом увеличения своей доли до 100% приобрела британская инвесткомпания Lion Capital LLP.

По мнению генерального директора «Нидан Соки» Андрея Яновского, на хабаровском соковом рынке, несмотря на его насыщенность, пока нельзя выделить явного лидера. «Рынок делят, то наращивая, то теряя позиции, примерно семь-восемь производителей соков. Таким образом, последовательно внедряя в крае свои торговые и маркетинговые технологии, мы сможем вырваться вперед»,— уверен топ-менеджер компании.

По его данным, в настоящее время «Нидан Соки» занимают 10% рынка сока в Хабаровском крае, однако в планах компании на ближайшие два-три года увеличение дистрибуции на 20–25%.

По мнению одного из местных игроков — замдиректора приморского ООО «Арго-Джус» Константина Сергеева, увеличить продажи в регионе «Нидан Соки» сможет либо отобрав долю рынка у лидеров — «Вимм-Билль-Данна» и «Лебедянского», либо оттеснив местных производителей. «Если в Приморском крае „Арго-Джус“ входит в тройку лидеров, то в Хабаровском наша доля достаточно мала (не превышает 10%), чтобы с ее помощью „Нидан Соки“ мог значительно укрепить позиции»,— сказал господин Сергеев.

Руководитель по внешним связям регионального департамента ОАО «Вимм-Билль-Данн» Антон Калтыгин отметил, что ВБД, который, по данным исследовательской компании «Бизнес Аналитика», занимает 20% сокового рынка Хабаровского края, не намерен сдавать свои позиции другим игрокам, а наоборот, планирует усиливать свое присутствие «на всех значимых рынках».

Аналитик ГК «Алор» Татьяна Ровиновская полагает, что «в свете высокой конкуренции со стороны таких производителей, как „Лебедянский“ и „Вимм-Биль-Данн“, планы на завоевание доли в 30–35% рынка видятся достаточно амбициозными».

Такого же мнения придерживается и аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков, который не отрицает, что «шансы укрепиться в регионе у компании есть», однако «Нидан» «может претендовать на увеличение доли на 5–10%, причем ее увеличение может произойти в основном за счет отвоевывания долей у локальных игроков, позиции которых в регионе пока недостаточно сильны».

«При этом ежегодные затраты на продвижение продукции могут составить порядка 5–6% (порядка $11 млн.— „Ъ“) от выручки»,— отметил аналитик ИК «Финам».

Анна Ковалева. ИД "Коммерсантъ"