О структурных изменениях в региональной экономике, которые произошли в последние годы, и о ее перспективах вице-губернатор края ВЛАДИМИР СЫРКИН рассказал корреспонденту „Ъ“ МАРИНЕ ИЛЬЮЩЕНКО.

— Владимир Иванович, насколько в последние годы изменилась структура экономики Хабаровского края? Какие отрасли заняли в ней доминирующее положение?

— Экономика края меняется. Если взять два основных ее показателя — производство товаров и услуг, то постепенно доминирующее положение занимает сфера услуг. Это связано с тем, что в последние годы наряду с торговлей, которая развивается более высокими темпами, активизировались транспорт и строительство. Еще в 2000–2001 годах край имел больше промышленную тенденцию развития, поскольку в его экономике большой удельный вес занимала продукция Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения им. Гагарина. В 2001 году, когда был отмечен пик его объемов производства, доля объединения и, соответственно, машиностроения в экономике региона достигала 50%, в производстве ВРП она составляла 40%.

После выполнения экспортного заказа для КНР доля КнААПО и отрасли в региональной экономике заметно снизилась. Напротив, достаточно устойчивую тенденцию роста продемонстрировала черная металлургия. На заводе «Амурметалл» были введены новые технологии, которые позволили нарастить и объемы производства, и производить продукцию на новой технологической основе.

По-прежнему в экономике Хабаровского края значимы отрасли, эксплуатирующие природные ресурсы. Поэтому горнодобывающая промышленность продолжает составлять значительный удельный вес в экономике края, на вторую позицию выдвинулся лесной комплекс. Это связано с неуменьшающимися объемами производства деловой древесины, но самое важное, что в этом комплексе наращивается обработка. Таким образом, машиностроение, черная металлургия, горнодобывающая промышленность и лесопереработка являются лидирующими отраслями по объему и темпам роста в экономике края.

— Какие значимые для экономики края события произошли в последнее время?

— В сентябре в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого опытного экземпляра нового российского 95-местного самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ100).
Для того чтобы окупить его производство, необходимо заполучить не менее 300 контрактов. Пока имеющиеся проработки по размещению заказов если не радужные, то, по крайней мере, носят достаточно удовлетворительный характер. Ожидается приличный спрос и на национальном рынке, и на зарубежном. На положительное решение, с точки зрения спроса, влияет, мне кажется, то, что все-таки регионы России начинают развиваться более уверенно, и, поскольку страна у нас большая, транспортная составляющая в этом развитии будет усиливаться.

Опять же в сентябре было впервые подписано соглашение о частно-государственном партнерстве между правительством Хабаровского края и ООО «Римбунан Хиджау MDF». Этот проект нацелен прежде всего на глубокую переработку древесины. Он не единственный. Прорабатываются еще проекты с китайскими предпринимателями по созданию заводов в поселке Хор и в Амурске, где предполагается выпускать целлюлозу. Есть намерения и у национальных компаний.

Но проект «Римбунан Хиджау» достаточно значимый для лесной промышленности — он ориентируется на верхний уровень переработки сырья с использованием нетоварной древесины. Раньше в лучшем случае она использовалась в виде топлива, в худшем — бросалась и гнила. Для производства MDF-плит, которые будет производить завод, требуются как раз древесные отходы.

Решаются две проблемы — получение продукта с повышенной добавочной стоимостью и использование всех отходов и нетоварной древесины. Нам бы еще хотелось развивать производство мебели и других переделов. Проект важен еще и потому, что является неким психологическим рубежом, поскольку показывает, что на территории Хабаровского края можно налаживать партнерство. Важно, что Римбунан Хиджау — это крупнейшая компания в Юго-Восточной Азии, она имеет хорошие рынки сбыта, то есть в некоторой степени «головная боль» по поиску рынка сбыта становится не такой острой.

— До конца 2007 года Госдума РФ должна принять трехлетний бюджет, в котором уже заложены 566 млрд руб. на реализацию ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Сколько денег получит Хабаровский край? На какие проекты они будут направлены?

— В рамках новой редакции ФЦП с 2008 по 2013 год Хабаровский край получит 42 млрд руб. на строительство объектов ТЭК, транспортного комплекса, развитие инженерной инфраструктуры, ЖКХ, и небольшой объем финансирования объектов социальной сферы.

— Каков объем финансирования каждой из названных вами сфер?

— Примерно 15% от 42 млрд руб. будет направлено на проекты ТЭК. Это строительство ТЭЦ в Советской Гавани, строительство высоковольтной линии Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань, проведение берегоукрепительных работ, энергоснабжение населенных пунктов Ванинского, Ульчского районов, газификация населенных пунктов. Основной приоритет придан тем районам, которые выходят на первые позиции с точки зрения экономических планов Хабаровского края. То есть развитие Ванинско-Совгаванского промышленного транспортного узла, развитие Ульчского района в связи с реализуемыми проектами в порту Де-Кастри.

Развитие инженерной инфраструктуры потянет 21% из 42 млрд руб., это решение проблемы водоснабжения, канализации Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Абсолютно большой удельный вес занимают объекты транспортного комплекса, на их финансирование будет затрачено порядка 26 млрд руб. То есть практически 62% общего объема финансирования.

Эти средства будут направлены на строительство автодорог Хабаровск—Комсомольск, Селихино—Николаевск, Комсомольск—Березовый—Чегдомын, на севере Аян—Нелькан, строительство автодорожного моста через Амурскую протоку, береговые сооружения, строительство автомобильного-железнодорожного-паромного сообщения Ванино—Холмск, взлетно-посадочных полос в небольших поселках, но жизненно важных для нас с точки зрения экономики. С помощью этих средств мы неплохо закроем проблемы инфраструктурного развития Хабаровского края.

— Сегодня уже начали говорить о создании стратегии развития Хабаровского края до 2025 года. Всегда было интересно узнать, с чего начинается такая большая работа, как от теории перейти к практике?

— Во-первых, с понимания того, что все среднесрочные документы перспективного характера у нас завершаются в 2010 году. Нам необходимо понимать, как мы будем развиваться дальше. Работа начинается с маркетинга территории: мы должны понять четко, что мы представляем в рамках национальной экономики на долгосрочную перспективу, что мы представляем на рынках сопредельных стран.

А доля экспортной составляющей в экономическом развитии Хабаровского края и Дальнего Востока значительная. Индустриальным остовом для стратегии послужат объекты основных отраслей экономики. В лесной промышленности речь идет о лесопереработке, химико-технической переработке леса. Развитие получат Хабаровский и Комсомольский ТПК, Хорский промышленный узел.

Приоритетным является развитие Ванинско-Совгаванского транспортного узла и района Де-Кастри. А для этого потребуется строительство портовых сооружений, причалов, прорабатывается вопрос строительства нефтепродуктопровода до Де-Кастри, который будет прокладываться от КНПЗ. В планах развитие газоперерабатывающей промышленности. Есть намерения российских и зарубежных компаний построить завод по первичной переработке алюминия.

Но уже первые аналитические наработки по поводу возможной реализации этих производственных объектов выявляют возможные проблемы. В первую очередь это ограничения в плане трудовых ресурсов. Отток населения — это давняя проблема для Дальнего Востока и Хабаровского края в том числе. Население региона убывает, хотя с точки зрения миграционного фактора у нас положительная динамика.

Для того чтобы реализовать огромные проекты и в области инфраструктуры, в области промышленного производства, нам необходима рабочая сила. Нам необходимо создать условия комфортного проживания для хабаровчан, нужно вводить больше жилья. Эта проблема будет одной из приоритетных в новой стратегии развития. Мы решили поручить ее разработку Центру стратегических разработок, президентом которого до недавнего времени являлась министр экономического развития Эльвира Набиулина, в теснейшем контакте с институтом экономических исследования ДВО РАН, который возглавляет академик Минакир. Мы дали эскиз технического задания и надеемся, что в следующем году получим первый вариант этой стратегии.

ИД "Коммерсантъ"