Проезд в общественном транспорте должен подорожать в марте следующего года на два рубля. Хотя транспортникам хотелось бы больше. По их расчетам, выкладывать за удовольствие прокатиться в трамвае или автобусе мы должны не менее 16 рублей. Впрочем, мы давно привыкли к тому, что хабаровским транспортникам все мало.

Об этих же цифрах они говорили еще в начале года, но не смогли поднять стоимость проезда из-за «сопротивления» краевой власти.

- Мы сейчас готовим планово-расчетный тариф на следующий год, опять обращаемся в регионально-энергетическую комиссию, которая проверяет наши расчеты, - рассказал начальник управления транспорта администрации Хабаровска Владимир Шкурин.

- По итогам прошлого года РЭК предлагала оставить стоимость проезда в автобусе 10 рублей, а в трамвае можно поднять до 12. Нас это не устроило, потому что транспорт ходит параллельно. И поднять стоимость проезда только в трамвае - значит загнать трамвайное управление в большие убытки, а затем просто похоронить этот вид транспорта.

Если в этом году РЭК опять скажет, что цену на проезд поднимать нельзя, - мы пойдем в суд. Как объясняют транспортники, поднимать цену за проезд они хотят не из злого умысла и не из желания насолить всем хабаровчанам. По-другому просто, видимо, не могут.

В Хабаровске осталось два муниципальных транспортных предприятия - МУП «Хабаровское автотранспортное предприятие-1» (ХПАТП-1) и МУП «Трамвайно-троллейбусное управление». В парке 327 автобусов, 88 трамваев и 47 троллейбусов. Почти вся техника устарела. 118 автобусов эксплуатируются более 10 лет, у 90 автобусов пробег составляет около одного миллиона километров.

В трамвайно-троллейбусном парке подлежат списанию 63 процента трамваев и 58 процентов троллейбусов. Одной из серьезных проблем транспортных предприятий является нехватка кадров. На данный момент не хватает 159 водителей автобусов, 60 - трамваев и троллейбусов. Единственный источник повышения заработной платы - повышение тарифа.

Большой объем пассажирских перевозок в городе берет на себя коммерческий транспорт. Коммерческие перевозчики обслуживают 46 городских маршрутов и 31 маршрут - маршрутные такси. За прошлый год ими было перевезено более 49 миллионов пассажиров. Это 38 процентов от всего объема. Управление транспорта решило ввести систему учета льготников.

Проведенный учет показал, что каждый льготник совершает от 45 до 50 поездок в месяц. Т.е. суммы, выделяемой на одного льготного пассажира, а сейчас это 330 рублей, недостаточно, чтобы компенсировать расходы. Владимир Шкурин заверил, что учет льготников можно считать объективным. И предположения некоторых скептиков, что кондуктор вполне может просто выкинуть десятикопеечные билетики, чтобы завысить число якобы проехавших льготников, неверны.

Ведь в таком случае кондуктора ждет суровый штраф, равный стоимости «льготного» билета, то есть 10 копейкам. Конечно, кто ж рискнет такими деньгами? Кстати, во Владивостоке транспортники обходятся без... кондукторов. Видимо, по примеру многих зарубежных городов, где такой единицы в общественном транспорте также не наблюдается...

Ирина Троценко. Газета"Тихоокеанская Звезда"