Выставка, посвященная 110-летию начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД),открылась в четверг в государственном архиве Хабаровского края, сообщил главный специалист отдела публикаций госархива Клим Цыганенко.

"Строительство КВЖД началось в 1897 году, она построена Россией на территории северной Маньчжурии, ныне территория КНР, как кратчайший путь от Владивостока в Россию", - рассказал Клим Цыганенко.

По его словам, посетители выставки смогут познакомиться с документами и фотографиями, рассказывающими о строительстве КВЖД и ее эксплуатации с 1903 по 1930 годы. На выставке представлены личные дела служащих КВЖД и их семей, статьи из газет, карты Маньчжурии и Харбина, денежные знаки, оперативные сводки военных действий в Маньчжурии в 1929 году, воспоминания участников боев во время конфликта на КВЖД.

КВЖД протяженностью 2,5 тысячи километров, сооруженная как южная ветка Транссиба, соединила в 1903 году Читу с Владивостоком, городом Дальним (ныне Далянь) и Порт-Артуром (Люйшунь). Транссиб был построен в 1916 году.

Как рассказал Клим Цыганенко, до появления дороги грузы на Дальний Восток пароходы везли по морю из Одессы, огибая Африку и Азию. С появлением ДВЖД транзитные перевозки из Америки и Японии в Россию и обратно стали осуществляться по железной дороге через Владивосток.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годах по КВЖД шло снабжение русской армии, воюющей на территории Маньчжурии. После поражения России часть дороги отошла к Японии.

С 1924 года КВЖД находилась в совместном пользовании Советского Союза и Китая. В 1929 году на КВЖД совершено несколько провокаций, приведших к военному конфликту и только с вмешательство Красной Армии помогло его на время прекратить. В 1935 году СССР продал КВЖД властям прояпонского государства Маньчжоу-го. В годы второй мировой войны, Япония, воюющая на стороне Германии и Италии, использовала дорогу для обеспечения своих войск, в первую очередь Квантунской армии.

Как отметил собеседник агентства, после поражения Японии в 1945 году КВЖД была переименована в Чаньчуньскую железную дорогу, а с 1953 года до настоящего времени она носит название Харбинской железной дороги.

РИА Новости, Лариса Докучаева