На торговую сеть супермаркетов «Три толстяка», выставленную на аукцион, не нашлось покупателей, готовых заплатить назначенную за 14 лотов (восемь магазинов, торговые площади, недостроенные объекты и брэнд «Три толстяка») стартовую цену в немногим более 3 млрд руб.

По мнению аналитиков, владельцы сети — ООО «Доверие» — неудачно выбрали время для продажи актива. Теперь им нужно либо понизить заявленную стоимость, что сразу заинтересует местных игроков, либо подождать три–пять лет, когда интерес к дальневосточному рынку начнут проявлять федеральные и иностранные игроки.

Вчера в Хабаровске должен был пройти аукцион по продаже торговой сети супермаркетов «Три толстяка», однако, как сообщили „Ъ“ в ООО «Доверие» (управляющая компания сети «Три толстяка»), аукцион не состоялся, поскольку «не нашлось покупателей по заявленным ценам».

Ъ Первый супермаркет «Три толстяка» был открыт в 2000 году в Хабаровске. К 2007 году ООО «Доверие» (учредитель сети магазинов, принадлежит топ-менеджменту) открыло восемь супермаркетов общей торговой площадью 3 тыс. кв.м, еще три проекта находятся в разработке. По данным компании, оборот сети за последние 12 месяцев составил 1,9 млрд руб., EBITDA — 444,6 млн руб. Доля сети на рынке розничной продуктовой торговли Хабаровска составляет 6%.

О продаже «Трех толстяков» компания объявила в середине сентября. Согласно коммерческому предложению, сеть выставлялась отдельными лотами. Среди них восемь действующих и один строящийся магазин с первоначальной стоимостью от 140,6 млн руб. до 506,5 млн руб., три проекта супермаркетов (два в спальных районах по 71,5 млн руб. и один — в строящемся торгово-развлекательном центре «Большая» — за 795,5 млн руб.).

Отдельным лотом предлагались торговые площади в ТРЦ «Большая» (стартовая цена 237,2 млн руб.) и в торговом центре по улице Бойко-Павлова (33,9 млн руб.). Также отдельным лотом за 1 млн к продаже была предложена торговая марка «Три толстяка». В целом стартовая цена всех 14 лотов составила немногим более 3 млрд руб. ($120 млн.).
Опрошенные „Ъ“ после объявления аукциона местные участники рынка назвали стоимость сети завышенной и не высказывали желания поучаствовать в торгах.

Кроме «Трех толстяков» в Хабаровске представлены еще четыре местные продуктовые сети — «Самбери» (владелец ООО «Невада»), «Пеликан» (ООО «Бизнесинвест»), «Народная компания» (ИП Пак) и сеть продуктовых магазинов ЗАО «Артель старателей „Амур“». Отсутствие местных покупателей «Трех толстяков», по мнению министра пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края Сергея Лопатина, связано с завышенной ценой торговой сети.

Однако эксперты не считают заявленную «Доверием» стартовую цену «Трех толстяков» завышенной. По мнению аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, в целом оценка данного блока лотов может считаться вполне адекватной. Более того, уверен он, при условии целенаправленной скупки большинства лотов одним участником существует потенциал роста цены более, чем на 20%. «Но более вероятно, с учетом ситуации на местном рынке, что лоты разойдутся по разным региональным игрокам»,— уточнил аналитик.

По его мнению, в таком случае стоимость магазинов и торговых площадок может превысить стартовые на 30–50%, а вот брэнд и проекты супермаркетов, скорее всего, не найдут своих покупателей. «Проще поменять вывески на магазине и включить его в свою сеть, чем тянуть вторую сеть с альтернативным брэндом. Кроме того, площадки могут заинтересовать не только продовольственных ритейлеров, но и девелоперов торгово-развлекательных центров или сетей промышленных товаров»,— отмечает Сергей Фильченков.

Аналитик ГК «Алор» Анна Люканова считает, что при принятии решения о продаже сети «Три толстяка» ее владельцы, «скорее всего, рассчитывали на то, что компанией заинтересуется федеральный игрок, что весьма оправданно с точки зрения экономических показателей сети, которые являются достаточно высокими». «Однако сейчас все крупные игроки сосредоточиваются в Центральном регионе и только по мере насыщения столичного рынка будут увеличивать свое присутствие в регионах. Полагаю, что для такого развития событий компания выбрала неудачное время.

Конечно, в ближайшие три–пять лет следует ожидать усиления концентрации рынка, когда значительно увеличится его доля у крупнейших ритейлеров. Вероятно, тогда федеральные игроки серьезно заинтересовались бы данным предложением, тем более что территориальное расположение сети имеет ряд преимуществ»,— считает госпожа Люканова. По ее мнению, руководству компании необходимо либо понизить заявленную стоимость, что сразу заинтересует и привлечет внимание местных игроков, либо немного подождать, чтобы интерес пришел от федеральных компаний, а также, возможно, от иностранных игроков, которые в ближайшем будущем усилят позиции на российском рынке ритейлеров.

В компании «Доверие» вчера заявили „Ъ“, что подробности дальнейшей судьбы аукциона по продаже сети будут озвучены в ближайшее время.

Анна Ковалева.ФОТО ВЯЧЕСЛАВА РЕУТОВА